С 17 по 21 февраля в Москве прошел 23-й Московский международный логистический форум, где крупнейшие ритейлеры, производители, транспортные компании обсудили тренды и поделились успешными кейсами, реализованными в 2019 году.
«Ритейл меняет логистику в России» – эту фразу наиболее часто можно было услышать от участников и спикеров форума. И не удивительно. Только представьте себе, на территории РФ сейчас работают 22 000 магазинов «Магнит» и больше 20 000 у X5 Retail Group. Ежедневно товары от производителей и распределительных центров нужно доставлять в торговые точки конечным потребителям. Для торговых сетей это нетривиальная задача.
Давайте разберемся, какие тренды по доставке и оптимизации затрат выделило сообщество логистов в 2020 году, и какие вызовы бросает рынок.
Выступление на ММЛФ-2020 директора по логистике торговой сети «Перекресток» Дениса Шульги
Тренд № 1. Маркировка
Она неожиданно и стремительно ворвалась в жизнь ритейлеров. Казалось бы, это очередная инициатива правительства – благое намерение, призванное ужесточить контроль за реализуемыми товарами на территории РФ. Однако всё оказалось намного серьезней.
Весь 2019 год прошел под знаком маркировки. Рынок не был готов к резким изменениям. К слову, даже Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) и система «Честный знак», призванные защитить потребителя от некачественной продукции, оказались технически не подготовлены к многотысячному наплыву пользователей. Это вызвало немало проблем и негодования со стороны бизнеса. Многочисленные рабочие группы, чаты в социальных сетях, вебинары, семинары позволили ритейлерам сплотиться и совместно решить возникшие сложности: как организовать процесс маркировки, как обрабатывать расхождения, что делать с остатками немаркированной продукции. Эти и другие вопросы обсуждаются и сегодня. Уже сейчас рынок практически приспособился к новым правилам и уже пытается маркировать обувь и товары легкой промышленности. Хотя сроки обязательного внедрения маркировки постоянно сдвигаются.
На очереди духи, фотоаппараты, шины. Снова нет подробных инструкций, государственные системы не готовы. Ритейлеры будут вынуждены исключить часть товаров из оборота, если не подготовятся к обязательной маркировке этих категорий продукции. Баталии вокруг тренда продолжаются.
Тренд № 2. Изменение минимального размера заказа
Все ритейлеры и производители отмечают, что в 2019 году наметилась тенденция на дробление количества отгрузок. При этом одна паллета может быть заполнена на 30-70%, что говорит о нерациональном использовании тары. В результате повышается трудоемкость обработки грузов на складах, растут затраты на транспортировку.
Причина возникновения тренда, вероятнее всего, кроется в желании ритейлеров поддерживать минимальное количество необходимых потребителю товаров каждый день, не увеличивая их запасы.
Пулинг рассматривается как один из возможных вариантов если не решения проблемы, то как минимум оптимизации затрат. Совместно с использованием технологии pick-by-line видится возможность сокращения расходов на складские операции и хранение. Однако не стоит забывать, что пулинг – это не стандартная кросс-докинговая операция, а прежде всего выстраивание доверительных партнерских отношений между пользователями. Сказать, что российский бизнес полноценно готов к использованию пулинга, однозначно нельзя, но подвижки в эту сторону, конечно, есть.
Тренд № 3. Смена категории автотранспортных средств
Крупнейшие ритейлеры дошли до регионов. Более того, их филиалы сегодня находятся практически в каждом городе России, и появилась необходимость корректировки представленности распределительных центров. Именно по этой причине расстояние доставки продукции с каждым годом сокращается и формируется тренд на изменение минимальных заказов. Последний сам по себе рождает необходимость смены автопарка транспортных компаний или ритейлеров с собственным парком. Теперь гораздо чаще используется малотоннажный и среднетоннажный транспорт, нежели большегрузный. При этом меняются и требования к конструкции автомобилей.
В свою очередь автопроизводители были готовы к такому повороту и уже выпустили линейку специализированного транспорта. Так, «ГАЗ» представил свои новинки, а в СМИ появилась информация о слиянии «Соллерс» и «Камаза». Понаблюдаем, что будет происходить с рынком дальше.
Тренд № 4. Электронный документооборот (ЭДО)
Предыдущие тренды буквально кричат о том, что с изменением минимальных заказов увеличится и количество передаваемых документов, что вполне логично. Подготовка, распечатка, подписание, а самое главное – возврат подписанной всеми сторонами документации – важная задача для заказчика перевозки и любой транспортной компании.
Тренд на электронный документооборот в грузоперевозках наметился еще в 2017 году, в этом же ожидается если не резкий скачок пользователей ЭДО, то их заметное увеличение. Крупные ритейлеры медленно, но верно начинают оцифровывать свои процессы и исключать бумагу из стандартных взаимоотношений с контрагентами.
Вопрос об использовании электронных транспортных документов уже не кажется феноменальной идеей, а, скорее, воспринимается рынком как необходимость.
К тому же Министерство транспорта готовит эксперимент по использованию электронной транспортной накладной (ЭТрН) и уже выбраны операторы, чьи решения соответствуют требованиям ведомства. К слову, в пилотный проект вошел сервис Synerdocs (оператор ЭДО «ДИРЕКТУМ»), выпустивший полноценное решение по обмену ЭТрН еще в начале 2018 года и уже имеющий в числе пользователей более 5 000 грузоотправителей и свыше 400 транспортных компаний и интеграторов.
Тренд № 5. Ускорение сроков доставки
Желание потребителя – закон, а если он хочет получить заказ сегодня же, то компаниям приходится его выполнять. Конкурентное преимущество – доставка за час. Более того, на форуме ММЛФ-2020 были представлены кейсы доставки «20 на 40»: 20 минут заказ собирается на складе, а через 40 попадает к потребителю в руки. Если еще пару лет назад тренд «доставка день в день» казался фантастическим, то теперь и доставкой за час вряд ли кого-то удивишь.
И еще немного трендов напоследок
Несомненно, существуют тенденции, которые связаны с новыми нормативными требованиями государства.
- Кроме маркировки, в этот список смело попадает «Развитие» системы «Платон». Планируется увеличение размера платы для грузоперевозчиков за пользование федеральными дорогами – до 2,2 рублей за километр.
- Ожидается расширение зоны действия автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК) на федеральных трассах.
- Готовятся требования в соответствии с ГОСТ для разработки и внедрения WMS-систем.
Будем наблюдать, что же принесет нам 2020 год, и каких результатов добьются компании.
Автор: Алиса Муратова, бизнес-аналитик Synerdocs
Источник: Synerdocs.ru