Из-за нехватки автошкол, длительного срока подготовки и отсутствия гарантий дальнейшего трудоустройства, в 2022 году число водителей, обучавшихся на категорию «E», снизилось на 83% по сравнению с предыдущим годом. Большая часть площадок готовят учеников на устаревших тягачах с прицепами, не обучают навыкам безопасного и экономичного вождения, заполнению документов, не дают знаний в области крепления грузов. Чтобы решить проблему, Ассоциация автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов предлагает создать сеть Межрегиональных учебных центров для водителей с новой образовательной программой, ускоренным обучением и гарантией дальнейшего трудоустройства. Это позволит повысить уровень занятости и доходов населения в регионах России с высокой безработицей, а также в моногородах, где большая часть трудоспособного населения работает вдалеке от места жительства, сообщают члены Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов — ПЭК, NATCAR, Delko, Dentro, DIAZAN и другие.
За 2023 год дефицит водителей категории «CE», которые управляют грузовиками массой свыше 3,5 тонн на магистральных рейсах, увеличился с 21 до 25%, согласно данным ассоциации. Профессия устаревает — в течение пяти лет средний возраст этой категории сотрудников увеличился с 48 до 52 лет.
В нашей стране работают 7 млн профессиональных водителей — почти каждый десятый занятый, согласно данным общественной организации «Водители России». Однако этого недостаточно, уже сейчас до 18% автопарка компаний простаивает из-за дефицита этой категории сотрудников. По итогам 2023 года в России было вакантно от 90 до 160 тыс. рабочих мест.
Дефицит автошкол и отсутствие гарантий
По информации ГИБДД, с 2015 по 2022 годы в России 974 тыс. человек получили права категории «С», тогда как категории «CE» — 298,7 тыс. жителей нашей страны.
Только за 2022 год количество новых водителей категории «E» в России снизилось на 83% по сравнению с предыдущим, сообщают специалисты.
По данным Delko, в России фактически готовят водителей грузовиков массой свыше 3,5 тонн 25% автошкол.
«Жители нашей страны все реже приходят в эту профессию, в том числе из-за дефицита автошкол. Больше всего автошкол для водителей грузовиков не хватает в Новосибирске, Твери и Саратове», — рассказал Вадим Филатов, руководитель Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, совладелец и заместитель директора ПЭК.
Подготовка водителя грузовика в автошколе занимает в среднем 1,5 года. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ, учебный план переквалификации с категории «В» на «С» включает 82-84 часа, на практике переподготовка занимает до шести месяцев. Права категории «СE» можно получить только после года управления транспортным средством грузоподъемностью от 3,5 тонн. Учебный план рассчитан на 40 часов, обучение занимает до двух месяцев.
Совокупная стоимость обучения составляет в среднем 150 тыс. руб., при этом гарантий дальнейшего трудоустройства нет, подчеркнул Вадим Филатов.
Устаревшая программа и нехватка новой техники
По оценкам Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, федеральный образовательный стандарт обучения водителей грузовиков устарел и не соответствует потребностям рынка.
Автошколам не хватает материально-технической базы, они проводят подготовку на устаревших тягачах, у них нет полуприцепов, с которыми ежедневно на практике работают водители грузовиков, отметил Санджар Ашуралиев, генеральный директор Delko. Генеральный директор DIAZAN Динар Хабибуллин добавил, что габариты техники в учебных центрах также отличаются от тех, на которых перевозчики доставляют грузы по всей стране.
Кроме того, по словам Вадима Филатова, на площадках не обучают навыкам безопасного и экономичного вождения, не дают знаний в области экспедирования, заполнения документов и работы с электронными базами.
«В итоге транспортным компаниям приходится с нуля готовить выпускников автошкол к управлению современными грузовиками», — уточнил Санджар Ашуралиев. Средняя стоимость переподготовки одного водителя составляет 100 тыс. руб.
Стажировка в ГК «Монополия», например, длится от одной до трех недель, в зависимости от опыта водителя. За это время компания обучает будущих сотрудников особенностям управления тягачами, маневрированию, распределению и креплению грузов в разных типах полуприцепов, особенностям погрузки и выгрузки, экономичному вождению и управлению ТС в разных погодных условиях, рассказал Андрей Дьяволов, руководитель инструкторского отдела ГК «Монополия».
Динар Хабибуллин добавил, что большинство компаний работают по системе наставничества. Опытные водители контролируют первые рейсы новичков, во время которых оценивают их потенциал и уровень обучаемости. Первоочередная задача — обучить навыкам безопасного вождения на практике.
Новая система обучения: техника от государства и программа от бизнеса
«Чтобы решить проблему дефицита кадров, важно привлечь больше новых сотрудников в профессию, в том числе за счет развития системы обучения на новом уровне», — подчеркнул Вадим Филатов.
Для этого Ассоциация автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов предлагает создать сеть Межрегиональных учебных центров водителей грузовиков.
Ассоциация планирует объединить работодателей и потенциальных сотрудников, подготовить и внедрить новые образовательные программы для повышения уровня практических навыков водителей, заключить с компаниями соглашения о частичной компенсации стоимости обучения и гарантии дальнейшего трудоустройства выпускников.
Проект предполагает форму государственно-частного партнерства. Важно, чтобы государство обеспечило такие центры земельными участками, помещениями, оснащением и современной техникой.
По словам Санджара Ашуралиева, необходимо оборудовать Межрегиональные учебные центры виртуальными симуляторами управления ТС, а главное — новыми моделями тягачей с полуприцепами разных модификаций.
«Если водители смогут сразу обучаться управлению современными грузовиками, оборудованными вспомогательными системами, это позволит повысить эффективность грузоперевозок, сократить расход топлива и число поломок, а главное — снизить аварийность на дорогах России», — уверен операционный директор Dentro Борис Мамилов.
«Средняя стоимость тягача с полуприцепом может доходить до 15 млн руб. Водителю доверяют дорогой ресурс. Поэтому ему, как пилоту самолета, недостаточно просто вовремя нажимать на педаль газа, нужно уметь обращаться с телематикой, пользоваться IT-решениями для коммуникаций с логистами и клиентами, распределять и закреплять груз в прицепе, а главное — уметь управлять автомобилем в экстремальных ситуациях», — считает Санджар Ашуралиев.
Ассоциация подготовит образовательные программы, организует учебный процесс на базе Межрегиональных центров, игроки рынка частично компенсируют обучение и гарантируют дальнейшее трудоустройство выпускников.
По мнению Вадима Филатова, на этапе пилотного проекта важно сократить срок обучения водителей категории «СE» до трех месяцев. Для этого ассоциация предлагает перевести теоретические занятия в дистанционный формат, а на площадках Межрегиональных центров организовывать только практические.
Кроме того, важно разрешить водителям, которые уже управляют ТС грузоподъемностью от 3,5 тонн, открывать новую категорию через 3-6 месяцев после получения предыдущей, добавил Илья Саттаров.
По предварительным расчетам Delko, объем вложений бизнеса в один Межрегиональный обучающий центр составит 6,5 млн руб., включая затраты на привлечение будущих водителей грузовиков, создание и наполнение IT-платформы дистанционного обучения, оплату труда преподавателей и наставников по управлению грузовыми ТС.
Первый Межрегиональный центр подготовки водителей Ассоциация автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов планирует создать в следующем году.
Повышение уровня занятости и снижение аварийности
По расчетам Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, каждый учебный центр сможет готовить в год до 1,5 тыс. водителей для дальнемагистральной доставки.
Как сообщил глава ассоциации, проект позволит повысить уровень занятости и доходов населения в трудоизбыточных регионах России, уровень безработицы в которых составляет 13%, что на 10 п.п. выше среднего по стране, согласно данным HH, а также в моногородах, где большая часть трудоспособного населения работает вдалеке от дома.
Повышение качества обучения и профессиональной подготовки поможет снизить число аварий на дорогах из-за грузового транспорта, расширить профессиональные навыки водителей и сократить потребность в иностранных работниках.
Справка об Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов
Ассоциация автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов — объединение ведущих транспортных и логистических компаний России, включая ПЭК, ГК «Делко», «Дентро», «Диазан», «Национальный перевозчик», ГК «Глобальная логистика и транспорт» (ГЛТ), ТК Салаир и других.
Цель — развитие автомобильных грузоперевозок и создание условий для консолидации участников рынка, чтобы каждая компания осознала себя частью большой отрасли с общими интересами.
Для этого ассоциация:
- Продвигает общеотраслевые проблемы в информационном поле и органах государственной власти;
- Разрабатывает стандарты деятельности для автомобильных перевозчиков и экспедиторов;
- Создает систему обмена информацией и нетворкинг для установления партнерства;
- Занимается мониторингом процессов на рынке и подготовкой отраслевой аналитики.
До конца 2024 года Ассоциация планирует объединить игроков рынка с совокупным автопарком 100 тыс. единиц ТС.