Как и другие рынки, индустрия общественного питания в России активно реагирует на внешние вызовы, внедряя новые технологии, маркетинговые стратегии и кулинарные инновации. Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительские рынки» группы компаний INFOLine, в преддверии выставки WorldFood Moscow 2024 рассказала о главных тенденциях и проблемах рынка.
По словам Силениной, основными вызовами в прошлом году стали рост стоимости блюд, арендных ставок и зарплат, а также привлечение и удержание персонала. Тем не менее, общее количество заведений общественного питания увеличилось до 326 тысяч, с ростом в сегменте фастфуда на 6,7%.
Ключевые факторы, способствующие развитию отрасли, включают устойчивый интерес к питанию вне дома, диджитализацию продаж, рост внутреннего туризма и активность инвесторов. Крупные сети фастфуда продолжают расширяться, открывая новые точки по франшизе, а сегмент Grab&Go развивается за счет поглощения мелких игроков.
Крупные сети продолжают расширять своё присутствие в регионах. Например, «Вкусно — и точка» планирует открыть заведения в Иркутской области и на Северном Кавказе, а сеть Coffee Like ведёт переговоры о выкупе 200 региональных кофе-баров.
Самой быстрорастущей сетью по выручке в 2023 году стала «Вкусно — и точка», увеличившая свой оборот на 137%. В целом, наибольший рост продемонстрировал сегмент QSR за счёт увеличения количества объектов и роста цен.
Светлана Силенина прогнозирует, что сегмент QSR продолжит активный рост, так как сетевые заведения данного формата имеют наибольший процент среди ресторанов. Выручка сегмента Grab&Go в 2023 году выросла на 14%, а TSR — на 11%, что обусловлено медленной реакцией ресторанов на повышение цен из-за опасений потерять клиентов.