Ритейлеры в России отмечают значительное повышение закупочных цен на часть продуктов социально значимого ассортимента, что вынуждает их снижать наценку на эти товары и негативно сказывается на маржинальности бизнеса. По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), во втором квартале 2024 года закупочные цены на свеклу выросли на 84% год к году, на куриные яйца — на 42%, на яблоки — на 27%, на тушку цыпленка-бройлера — на 18%, и на морковь — на 14%.
Рост закупочных цен привел к снижению средней наценки ритейлеров на товары из социально значимой корзины на 1,75 процентного пункта до 6,18%. В некоторых случаях наценка стала отрицательной, например, на морковь (-9,2%), картофель (-7,7%), тушку бройлера, капусту, свеклу и куриные яйца (-1,5%).
Причины роста цен включают сокращение площади посадок для свеклы, повышение себестоимости производства яблок и других фруктов, увеличение стоимости труда и логистики, а также санкционные ограничения. Несмотря на снижение стоимости лука и капусты, ритейлеры вынуждены инвестировать в цены для поддержания спроса, что отрицательно сказывается на рентабельности бизнеса.
По словам Михаила Бурмистрова, гендиректора «Infoline-Аналитики», сети работают в условиях высокой конкуренции, что вынуждает их демпфировать повышение цен за счет маржи для сохранения ценовой конкурентоспособности. Потребители, несмотря на рост доходов, остаются прагматичными и внимательно следят за ценами.