«Яндекс» в тестовом режиме запустил новый проект — оффлайн сеть минимаркетов «Яндекс Лавка» в Москве. Чего ждать от новой торговой сети — выясняла ведущий эксперт по аутсорсингу персонала «ВКР» Елена Корецкая.
Офлайн-магазин с кафе открылся в Пресненском районе Москвы, на 2-й Звенигородской улице рядом с премиальными жилыми комплексами. Он занимает площадь порядка 230 кв. метров и предлагает более 3 тыс. наименований товаров, включая продукты питания, товары для дома, овощи, фрукты и готовые блюда, а также продукцию под собственными брендами сервиса «Лавка». По словам представителя компании, более 25% ассортимента ассортиментной матрицы стали товары под брендами «Из Лавки» и «Лавка 100», а среди них, в свою очередь, свыше 35% — это готовые блюда. В планах компании расширение в барном направлении: «Яндекс Лавка» получила лицензию на продажу алкоголя и рассматривает возможность создания алкогольной секции.
Открытие магазина не стало неожиданностью. Ранее журналисты обратили внимание на несколько вакансий на рекрутинговых сайтах. «Яндекс Лавка» объявил о вакансии продавца для магазина с предложением официального трудоустройства и перспективой карьерного роста за 75 тыс. рублей (до вычета налогов). Среди обязанностей соискателя — выпечка хлебобулочных изделий, организация работы кафетерия, ведение документации и контроль качества товаров. Также продавец должен следить за презентабельной выкладкой продукции и соблюдать стандарты компании по хранению готовой продукции.
Минимаркеты — в тренде
Выход «Яндекс Лавки» в новый сегмент можно рассматривать как стратегически обоснованный шаг, учитывая растущий спрос на «магазины у дома» и особенности потребительского поведения. Минимаркет с необходимым набором товаров на каждый день можно открывать максимально близко к покупателю, чем и занимаются крупнейшие ритейлеры рынка. Совмещение формата с кафе и свежей выпечкой — поможет дополнительно диверсифицировать бизнес-модель.
Плюсы проекта:
- Близость к покупателям: небольшие торговые точки привлекают потребителей удобным местоположением.
- Скорость и удобство: не нужно ждать курьера, нет минимального заказа, а товары можно тщательно выбирать перед покупкой — все это может привлечь покупателей.
- Учитывая, что «Яндекс» — IT-компания, можно ожидать активного внедрения технологий в процесс покупок, таких как кассы самообслуживания, интеграция с мобильными приложениями и персонализированные предложения.
- Конкуренция: рынок магазинов у дома уже насыщен крупными игроками, такими как Spar и «Перекресток», которые находятся в одинаковой ценовой категории. Новому игроку придется преодолевать значительные барьеры, чтобы занять своё место.
Минусами этого проекта можно назвать недостаточный ассортимент товаров (или незнакомый потребителю), который может не удовлетворить всех потребностей. В то же время от «Лавки» клиенты будут ожидать высоких стандартов обслуживания и качества продукции от компании с репутацией технологического лидера. Несоответствие ожиданиям может негативно сказаться на восприятии бренда. Кроме того, модель офлайн торговли куда более затратная в части аренды помещений. Их, по сути, первая торговая точка появилась в дорогом квартале Lucky, построенном на месте бывшего лакокрасочного завода в Пресненском район Москвы, а рядом находятся «Братья Караваевы», Simlpe Vine и похожие места.
Пока это единственный офлайн-магазин «Яндекс Лавки», запущенный в тестовом режиме для проверки новой модели. О дальнейших планах по развитию компания обещает сообщить позже.
Опыт других IT-гигантов
Amazon, крупнейшая айти-компания мира, также экспериментирует с оффлайн-торговлей. Первоначально концепция Amazon Go заключалась в магазинах без касс, где используется система сенсоров и камер для автоматической оплаты покупок. Однако этой весной компания закрыла все магазины с ИИ-технологией Just Walk Out, где клиенты могли брать товары и выходить без прохода через кассу. Вместо JWO в большинстве магазинов Amazon Go собирались использовать «умные» тележки Dash Carts, которые уже применяются в некоторых торговых точках. По состоянию на текущий год, если верить данным компании, открыты 23 точки торговли в Сиэтле, Чикаго, Сан-Франциско и Нью-Йорке.
В целом, шансы «Яндекса» на успех в этом направлении достаточно высоки, особенно если компания сможет эффективно использовать свои технологические возможности и предложить потребителям уникальный и удобный опыт покупок. Однако успех будет зависеть от способности компании адаптироваться к особенностям рынка и потребностям клиентов, а также от того, насколько успешно она сможет конкурировать с устоявшимися игроками на рынке.