«Владикавказ может стать местом для основного транзита товаров между Ираном и Россией параллельно с имеющимся транзитным центром – Дагестаном». С таким заявлением в начале апреля выступил чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Иран (ИРИ) в России Мехди Санаи. Заявление связано с новыми перспективами развития двусторонних торгово-экономических и политических отношений.
С 1 января 2015 года вступят в силу договоренности о создании Евразийского экономического союза (ЕЭС). Появляются масштабные инфраструктурные и транспортно-логистические задачи на российском Кавказе и в государствах Закавказья, которые необходимо решить в сжатые сроки.
Основная автомобильная магистраль, которая свяжет российский Северный Кавказ и Западный Казахстан со странами Закавказья и Ираном — Транскавказская магистраль (ТРАНСКАМ). Ставка именно на этот маршрут связана с необходимостью – вывести из изоляции Армению, которая собирается войти в Таможенный союз (ТС) и ЕЭС, и снизить зависимость от Баку по транзиту опасных грузов. Также именно армянский, а не азербайджанский маршрут иранская сторона предпочитает по политическим причинам. Азербайджан вызывает нарекания и у перевозчиков. По словам участников рынка, они вынуждены платить за проезд по азербайджанской территории 800 долларов с фуры – и это не считая значительных дополнительных поборов. Запуск Транскавказской магистрали в кратчайшие сроки приведет к появлению тысяч рабочих мест, связанных с обслуживанием дороги в России, Южной Осетии, Грузии и Армении. Кроме того позволит заняться масштабными проектами в области горной добычи.
В настоящее время трасса функционирует с ограничениями. По политическим причинам ТРАНСКАМ перекрыт на границе Южной Осетии с Грузией. Кроме того, проводится реконструкция основной штольни Рукского тоннеля, которая завершится в сентябре 2014 года. Трасса начинается в Алагире в Северной Осетии, проходит через Республику Южная Осетия, территорию Грузии, Армению и выходит в Иран, где ударными темпами ведется строительство большой современной широкой трассы на смену существующим старым дорогам – стройка уже подошла к армянской границе. Общая протяженность этого маршрута от Владикавказа до Мегри на армяно-иранской границе составит порядка 970 километров через Ахалцихе, Ахалкалаки на грузинской территории и через Гюмри и Ереван в Армении, или около 890 километров, если пойдет через Тбилиси, минуя Ереван, по более сложному и опасному в эксплуатации горному маршруту.
Кроме того, назрел вопрос о соединении Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) с Закавказской железной дорогой. Для этого должен быть построен отрезок пути Алагир-Цхинвал (около 150 километров) и отремонтирован участок пути Цхинвал-Гори. Проект прорабатывается в профильных ведомствах. Автомобильная и железная дороги свяжут Россию, Западный Казахстан через Осетию с Арменией с дальнейшим выходом на Иран, в том числе и железнодорожным. Руководством Армении рассматривается возможность строительства железнодорожной ветки протяженностью 529 километров, включая 80 километров по территории Ирана до железнодорожной станции Маранд.
Магистральный транспортный коридор через Центральный Кавказ будет иметь и несколько ответвлений. Действует военно-грузинская дорога, связывающая Владикавказ с Тбилиси. По расстоянию – это кратчайший путь из Владикавказа в Иран – всего 807 километров. Однако эта трасса малопригодна для большегрузных фур и имеет серьезные ограничения по эксплуатации в зимний период из-за частого схода лавин и селей.
Еще одним ответвлением Центральнокавказского коридора можно считать и Аваро-Кахетинскую автомобильную дорогу, которая свяжет территории Восточной Грузии с дагестанским портом Махачкала. Вопрос укладки асфальта и открытия этой трассы для движения автотранспорта может быть решен сейчас достаточно быстро.
Через автодорожную и железнодорожную сеть Армении и Грузии бизнес Северного Казахстана, Астраханской области, Северного Кавказа и Закавказья получит выход к Черноморским портам. Это важно для развития торговых отношений этих регионов и Ирана со странами бассейнов Черного и Средиземного морей, государствами ЕС. Расстояние от конечной точки ТРАНСКАМа в Гори до порта Батуми – всего 288 километров по отличной бетонной трассе.
Михаил Чернов, заместитель директора Центра стратегической конъюнктуры (Москва)