Самым популярным международным рынком для ритейлеров в 2015 году является Германия
Российский рынок по-прежнему характеризуется хорошей долгосрочной привлекательностью для развития новых международных сетей
Лондон - Москва, 6 марта 2015 года – По данным нового исследования CBRE, ведущей компанией в сфере коммерческой недвижимости в мире, в 2015 году международная экспансия по-прежнему остается для ритейлеров вопросом первостепенного значения, невзирая на неопределенные экономические перспективы и рост затрат.
47% ритейлеров, принявших участие в исследовании «Международная активность ритейлеров» (How Active Are Retailers Globally?), отметили, что основными проблемами 2015 года являются неопределенные экономические перспективы и рост затрат, обусловленный преимущественно увеличением расходов на аренду и нехваткой качественных торговых помещений. Однако, невзирая на данные сложности, стремление к международной экспансии, очевидно, остается в центре внимания, поскольку в 2015 году ритейлеры продолжают инвестировать в свои сетевые магазины.
Исследование CBRE показывает, что Германия второй год подряд сохраняет лидирующую позицию как самый популярный рынок торговой недвижимости в мире — 40% ритейлеров планируют открыть там магазины в 2015 году. За Германией следуют Великобритания (33% ритейлеров) и Франция (31% ритейлеров).
Германия продолжает привлекать международных ритейлеров преимущественно благодаря возможности охватить более 30 крупных городов с высокой покупательной способностью. Невзирая на огромный интерес к немецкому рынку, стоимость аренды торговых помещений оставалась стабильной или немного повысилась. Великобритания также остается для международных ритейлеров популярным направлением, поскольку спрос на торговые помещения по-прежнему эластичен, особенно в Лондоне. Об этом свидетельствуют устойчивый рост арендных ставок. Франция лишь немного отстает от Великобритании, привлекая ритейлеров своим зрелым рынком с несколькими сильным городами и большим количеством успешных торговых центров по всей стране. Ритейлеров обычно привлекает способность быстрого завоевания критической массы, поэтому они в первую очередь фокусировались на Париже и Парижском регионе, и лишь впоследствии стали расширять свою деятельность в других городах. Недавние изменения, в результате которых число торговых воскресений увеличилось с 5 до 12 в год, а также создание зон международного туризма, которые позволят магазинам работать каждое воскресенье в течение всего года, повышает привлекательность Франции для ритейлеров.
Питер Голд, руководитель отдела международной торговли, CBRE, прокомментировал: «Учитывая постоянные трудности, с которыми ритейлеры сталкиваются в результате роста затрат, успешного развития универсальных каналов продаж и изменений в поведении потребителей, для них особенно важно иметь стабильно функционирующую сеть магазинов, обеспечивающую эффективное представление их бренда. Стоимость открытия нового магазина остается непомерно высокой, и ритейлерам приходится выходить за пределы ключевых рынков и обращать свое внимание на менее премиальные объекты.
Положительным аспектом этого считается повышение качества ритейлеров, дающих эффект ореола более широкому географическому распределению магазинов. По-прежнему существует небольшая нерешительность в отношении расширения деятельности на некоторых рынках, связанная с сохраняющейся или растущей экономической неопределенностью. Ритейлеры признали необыкновенно позитивный настрой покупателей в отношении физического пребывания в торговой среде и намерены открывать больше магазинов. Это подкрепляет мнение, что личный торговый опыт остается для покупателя чрезвычайно значимым».
Реальный магазин остается наиболее предпочтительным выбором потребителей, поэтому ритейлеры продолжают открывать новые магазины, при этом 21% ритейлеров планируют к концу года открыть от одного до пяти магазинов в регионе Европа, Ближний Восток и Африка. Планы крупномасштабного расширения, предусматривающие открытие ритейлерами более 40 магазинов, сократились в 2015 году до 9%.
В отличие от основных европейских рынков, российский рынок сейчас не представляет первоочередную цель для новых международных ритейлеров в силу таких факторов, как девальвация рубля, напряжённая геополитическая ситуация, снижение потребительского спроса, рост закупочных цен.
В течение 2014 года порядка 11 новых международных сетей анонсировали возможность выхода на рынок Москвы и регионов в 2015 году. С начала года еще три сети объявили о планах по открытию первых магазинов до конца года. При этом сейчас как новые, так и существующие игроки пытаются воспользоваться ситуацией и добиться максимально комфортных коммерческих условий, и, соответственно, не спешат открывать первые торговые точки.
Так, в первом квартале 2015 года лишь один итальянский бренд парфюмерии и косметики Santa Maria Novella открыл магазин в Москве. В прошлом году, за этот же период, было открыто 8 новых розничных точек международных сетей в торговых центрах и на главных улицах, а также 2 новых монобренда, которые запустили магазины на альтернативных площадках.
С 2014 года международные ритейлеры также охотно рассматривают российские региональные рынки в качестве первых площадок для выхода. В начале 2015 года, в Санкт-Петербурге открылись первые заведения формата стрит-фуд немецкого бренда OLIVA. Заканчивается отделка помещений двух других новых брендов: первого в России кафе греческой сети La Croissanterie в ТРЦ «Весна», г. Барнаул, а также первого магазина одежды и обуви испанского бренда Florentino в ТЦ «Галерея Радищева», г. Екатеринбург.
Комментирует Елена Ключарова, аналитик, отдел исследований рынка CBRE, Россия: «В целом, несмотря на довольно напряженную геополитическую и, как следствие, экономическую ситуацию, российский рынок по-прежнему характеризуется хорошей долгосрочной привлекательностью для развития новых международных сетей.
При улучшении общего экономического фона к концу года на российском рынке может появиться порядка 15-20 новых международных игроков».