Международная консалтинговая компания Knight Frank представила результаты исследования рынка продуктовых магазинов Москвы. Исследование проводилось по 48 продуктовым сетям.
Основные выводы исследования:
- За последнее десятилетие количество сетевых продуктовых магазинов в Москве выросло более чем в 3 раза, показатель оборота розничной торговли пищевыми продуктами на душу населения – на 230%, а доля продовольственных товаров в товарообороте – на 10 п. п.
- Наиболее высокая стоимость продуктовой корзины зафиксирована в торговых точках формата «магазин у дома», самая низкая – в гипермаркетах. Стоимость продуктовой корзины в on-line варианте может быть как больше, так и меньше ее стоимости в off-line, при этом само отклонение для одной и той же сети составляет от 5 до 10%.
- Самыми бюджетными стали магазины «Магнит», «Ашан», «Верный», «Атак» и «Монетка». Стоимость продуктовой корзины в них составляет менее 6 тыс. руб. на человека в месяц. (см. таблицу 1)
- В тройку самых дорогих сетей вошли «Глобус Гурмэ», «ВкусВилл» и «Алые Паруса». Стоимость продуктовой корзины данных сетей превышает 10 тыс. руб. на одного человека в месяц. (см. таблицу 2)
- К районам с самой высокой стоимостью продуктовой корзины относятся Якиманка, Тверской, Щукино, Дорогомилово, Гагаринский, Хамовники. Средняя стоимость продуктовой корзины в данных районах превышает 7,6 тыс. руб. на одного человека в месяц.
- Самая низкая средняя стоимость продуктовой корзины (менее 6,3 тыс. руб. на человека в месяц) зафиксирована в районах Южное Медведково, Косино-Ухтомский, Бибирево, Богородское, Печатники, Капотня и Ховрино.
- «Самые дорогие» районы с точки зрения стоимости продуктовой корзины находятся преимущественно в Центральном, Западном и Юго-Западном округах столицы, «самые дешевые» – на востоке и юго-востоке столицы, что соответствует уровню цен на недвижимость по данным направлениям.
- Сегодня большинство крупных торговых сетей предлагают в своем ассортименте товары собственной торговой марки (СТМ). Стоимость товаров СТМ, как правило, ниже как минимум на 15-20%, чем товары популярных производителей.
Ольга Ясько, директор департамента аналитикиKnight Frank Russia & CIS, отметила: «Интересно, что положение сетей в рейтинге меняется, если стоимость продуктовой корзины для каждой из сетей считать по тем товарам (в различных категориях), цена на которые самая низкая. Здесь очень «помогают» собственные торговые марки сетей. В этом случае снижение стоимости набора продуктов может составить, по нашим оценкам, около 20%, а в некоторых случаях и больше. Если сравнивать стоимость продуктовой корзины по районам города, то результат вполне ожидаем: подтверждается корреляция ее стоимости с ценой жилой недвижимости. В то же время можно констатировать, что между обеспеченностью жителей различных районов Москвы торговыми площадями (подобное исследование было проведено нами ранее) и стоимостью продуктовой корзины в этих районах зависимости не наблюдается. Фактически, это означает, что у покупателей некоторых районов отсутствует достаточное количество вариантов для выбора места покупки продуктов».
Таблица 1. Топ-10* сетей с наиболее высокой стоимостью продуктовой корзины
1
Магнит
100%
2
Ашан
106,5%
3
Верный
109,0%
4
Атак
109,8%
5
Монетка
111,2%
6
Семья
118,1%
7
Полушка
118,3%
8
АБК
119,0%
9
Наш
119,4%
10
Пятерочка
120,1%
Источник: Knight Frank Research, 2015
*Для анализа использовались цены на популярные товары, относящиеся к категориям, перечисленным в таблице «Продукты питания в составе потребительской корзины». Подготовка выборки данных осуществлялась с учетом бренда производителя и фасовки товара. Далее в расчетах стоимость минимальной продуктовой корзины принималась за 100%.
Таблица 2. Топ-10* сетей с наиболее высокой стоимостью продуктовой корзины
1
Глобус Гурмэ
317,2%
2
Алые Паруса
188,5%
3
ВкусВилл
187,4%
4
Перекресток Экспресс
159,1%
5
Огни Cтолицы
158,2%
6
ГастроноМир
158,0%
7
Бахетле
155,4%
8
Покупай
155,1%
9
AB Daily
153,7%
10
Магнолия
152,7%
Источник: Knight Frank Research, 2015
*Для анализа использовались цены на популярные товары, относящиеся к категориям, перечисленным в таблице «Продукты питания в составе потребительской корзины». Подготовка выборки данных осуществлялась с учетом бренда производителя и фасовки товара. Далее в расчетах стоимость минимальной продуктовой корзины принималась за 100%.
Таблица 3. Продукты питания в составе потребительской корзины**
Наименование
Объем потребления для
трудоспособного населения,
на человека в месяц
1
Хлебные продукты, кг
10,5
2
Картофель, кг
8,4
3
Овощи и бахчевые, кг
9,6
4
Фрукты, кг
5,0
5
Сахар и кондитерские изделия, кг
2,0
6
Мясопродукты, кг
4,9
7
Рыбопродукты, кг
1,5
8
Молоко и молокопродукты, кг
24,2
9
Яйца, шт.
18
10
Масло растительное, маргарин и другие жиры, кг
0,9
11
Прочие продукты, кг
0,4
** ФЗ от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ»