Логистический аудит особенно востребован на промышленных предприятиях, где задействованы в комплексе все логистические функции, включая закупки, производство и сбыт продукции. Но имеет смысл проводить его также в торговле.
Результаты аудита могут быть полезными для логистических компаний, а также фирм, предлагающих информационные и консалтинговые решения в области логистики.
Основная цель проведения аудита - оценка компонентов операционной логистической системы, позволяющей выявлять возможности повышения эффективности и производительности.
Ключевой принцип логистического аудита - движение от общего к частному: от глобальных целей и показателей операционной работы к причинам низкой эффективности, производительности и упущенных возможностей; к детальному исследованию выбранных сфер деятельности компании.
В соответствии с этим принципом на предварительном этапе изучаются текущие стратегии и цели компании, которые могут повлиять на логистику или на которые, наоборот, может повлиять логистика. Для этого анализируются корпоративная миссия, задачи и цели компании, ее производственная, маркетинговая, закупочная стратегии. Полученная информация помогает определить основные вопросы, ответы на которые позволят компании добиться существенного конкурентного преимущества на рынках.
После составления основных вопросов команда по проведению логистического аудита определяет конкретные ключевые показатели, позволяющие получить ответы на указанные вопросы и приступить к реструктуризации логистических стратегий компании. Ключевые показатели можно объединить в четыре группы, которые включают как качественные, так количественные составляющие.
Проведение аудита может быть поручено независимой стороне, которая проводит оценку всех аспектов цепи поставок компании, определяет сильные и слабые стороны логистической системы компании, отслеживает тенденции, влияющих на их формирование, анализирует случаи неэффективного использования ресурсов, определяет уровень конкурентоспособности логистической системы компании. Независимая сторона представлена внешними экспертами, которые не обязательно являются знатоками специфики конкретного бизнеса, но обладают компетенцией в области теории и практики логистики и управления цепей поставок. Также в команду по проведению аудита включаются работники компании, в которой проводится аудит - представители как логистических, так и других подразделений (финансы и бухгалтерия, контроль, маркетинг и продаж, производство и закупки, информационные технологии, др.).
После составления необходимых документов команда по проведению логистического аудита переходит непосредственно к процедуре логистического аудита, который можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний аудит включает проведение масштабного анализа, выполняемого в виде рассылки анкет или выборочных глубинных собеседований с клиентами - представителями различных обслуживаемых сегментов рынка (таких как производители, оптовики, ритейлеры, другие покупатели с разным объемом закупок, других).
Основная цель выборки - отразить общую комбинацию видов бизнеса и продуктов компании. Это достигается за счет сбора информации о взаимодействии между логистическими системами продавца и клиентов, определения эффективности логистического обслуживания клиентов основными конкурентами. Запросы делаются как в отношении текущей, так и будущей конкурентной среды и требований по обслуживанию клиентов. Все задаваемые им вопросы могут быть детализированы по:
- заказам,
- видам продукта, выпускаемым на заказ или отправляемым в запас,
- сегментам каналов дистрибуции,
- продуктовым линиям/группам.
Углубленные собеседования позволяют получить достаточно данных, на основе которых впоследствии можно разработать стратегию логистики. Кроме того, менеджеры могут воспользоваться ими в качестве основы для проведения последующего анализа анкет, рассылаемых по почте.
Внутренний аудит в компании может начинаться с углубленных интервью с руководством компании. Для этого заранее готовится специальная форма подобных интервью по каждой из следующих управленческих функций:
- обслуживание клиентов/управление заказами;
- транспортировка (входящие и выходящие потоки);
- складирование;
- прогнозирование и управление запасами;
- планирование производства и составление рабочих графиков;
- закупки/снабжение;
- маркетинг/продажи;
- финансовый контроль/бухгалтерский учет;
- обработка данных.
В качестве основы для количественного этапа аудита логистики могут быть использованы различные источники, позволяющие получить необходимые документы. Нужные и уже имеющиеся данные извлекаются из существующих файлов или они комбинируются, с использованием различных приемов работы выборками. Возможными источниками данных могут служить:
1. Существующие файлы:
- файлы по истории прошлых заказов и/или открытых заказов;
- файлы с накладными и с данными по грузовым манифестам;
- оплаченные счета за транспортировку по полученным и отправленным грузам;
- отчеты о ездках собственного подвижного состава;
- карточки учета складских работ или платежные ведомости.
2. Первичные документы:
- листы содержания грузов в грузовиках (контейнерах) по всем поступающим и отправляемым партиям за анализируемый промежуток времени в разбивке по местам отправки и местам получения грузов (задаются почтовыми кодами), содержанию, весу, заполнению объема грузовиков (в %), величине потерь груза после прибытия;
- часы работы складских работников, занятых на приемке, размещении, комплектации, упаковке, отгрузке продукции, уборке складских помещений, внутренней передислокации запасов;
- данные об использовании парка собственного подвижного состава, включая маршруты, расстояния перевозок, порожние пробеги подвижного состава, использование грузовместимости грузовиков, объем перевезенного груза, а также постоянные и переменные составляющие понесенных затрат;
- грузовые тарифы (счета за перевозки), выплачиваемые перевозчикам общего пользования, контрактным и железнодорожным перевозчикам, обобщенные по товарным кодам, фактическому весу, потерям груза в результате транспортировки, виду транспорта, перевозчикам, а также почтовым кодам мест отправки и назначения грузов;
- информация о времени выполнения заказов и коэффициентах удовлетворения спроса, полученная на основе анализа отдельных заказов и ассортимента по продуктовым линиям, отгруженным клиентам, и обобщенная по сегментам клиентов, продуктовым группам, заказанным и отгруженным объемам продуктов, датам заказов клиентов, датам получения, датам поступления в запасы, датам отправки продукции в распределительный центр, датам комплектации, датам отгрузки.
Полученные данные группируются по следующим категориям:
- По весу, объему, видам продуктов, грузовикам, железнодорожным вагонам или фургонам; по полученному или отправленному объему груза, по каждому инфраструктурному подразделению компании.
- По потокам в цепях поставок и по параметрам грузопотоков, поступающих в каждое подразделение инфраструктуры Компании или отправляемых из него.
- По времени (часам) работы складских работников и счетам (в денежном исчислении) в отдельных складских сооружениях Компании и видам внутренней деятельности.
- По географическому распределению отправителей продуктов (по местам происхождения продуктов) и по местам, куда они отправляются (пунктам назначения).
- Там, где это возможно, по маршрутам, пройденному расстоянию, соотношению затрат и поступлений, соотношению числа трейлеров/контейнеров, доставленных собственными тягачами или контрактными перевозчиками.
- По объемам доставленных и отправленных грузов в разбивке по перевозчикам общего пользования и контрактным перевозчикам, сгруппированным по видам транспорта, отдельным перевозчикам, географическим районам и по весовым категориям.
- По прошлым данным, отражающим время выполнения заказов и уровень обслуживания клиентов: коэффициенты удовлетворения спроса и своевременность доставки.
Проведенный внешний аудит позволяет руководству компании сопоставлять показатели ее работы с данными конкурентов по атрибутам, наиболее важным для компании. Внутренний аудит помогает выявить основные недостатки в работе логистической системы компании. Все полученные данные (включая проведенный ранее анализ) позволяют дать рекомендации в отношении стратегии и указать, какие конкретные изменения должны быть сделаны в действующей операционной системе логистики; выявить, какие ключевые переменные требуют корректировки.
Справка
Критерии оценки качества логистики в компании
1. Эффективность обслуживания клиентов:
- время выполнения цикла заказа - в целом и по каждому компоненту;
- коэффициент удовлетворения спроса (сопоставление числа заказов с числом доставленных заказов в процентах);
- стабильность времени выполнения заказов (временные характеристики отклонений);
- характеристики реагирования на запросы клиентов;
- способность корректировать размер полученного заказа;
- способность изменять запрашиваемое время доставки заказа;
- способность учитывать производственные графики;
- способность заменять одни виды продукта другими, в том числе и при возникновении задержки в выполнении заказа.
2. Эффективность логистики или затраты, связанные с выполнением каждого из следующих функциональных видов деятельности:
- транспортировка;
- складирование;
- управление запасами;
- планирование производства и диспетчеризация;
- закупки;
- поступление и обработка заказов.
3. Использование активов:
- запасы;
- складские сооружения;
- собственный парк подвижного состава.
4. Приемы и показатели работы конкурентов по характеристикам (параметрам) обслуживания клиентов и использования активов.
Ырысбек Ташбаев Logistics.ru