Рост конкуренции провоцирует креативность
К 2016 году конкуренция между российскими торговыми центрами существенно вырастет, что приведет к росту востребованности оригинальных концепций.
В 2014 - 2015 гг. российский рынок торговой недвижимости может показать высокую активность (если не произойдет негативного влияния со стороны геополитических событий), связанную с вводом множества новых проектов, как в Москве, так и в региональных городах. Только в Москве объем проектов, находящихся в стадии строительства, превышает 1,5 млн. кв. м. Для региональных городов эта цифра составляет свыше 3,3 млн. кв. м.
Даже если будет реализовано лишь 60-70% задуманного, вновь введенные объекты создадут сильное конкурентное давление на существующие торговые центры. Во многих городах уровень насыщенности торговыми площадями достигнет среднеевропейского уровня в 400 - 600 кв. мна 1 000 жителей, авряде случаев превысит этот показатель.
Достижение данного уровня насыщения рынка будет означать существенный рост конкуренции между торговыми объектами, т.е. для коммерческого успеха в большинстве случаев уже недостаточно будет просто построить объект.
Соответственно, все большую значимость станет играть качество концепции торгового центра и способность девелопера найти «магнит», который перетянет привлекательных арендаторов и покупательские потоки к новому игроку.
Эффективные концепции могут смешивать разные принципы, например:
■ Создание оригинального развлекательного компонента
■ Использование потенциала ландшафта и природных зон
■ Применение неординарных форматов, создающих особую атмосферу для покупателей
■ Нестандартные архитектурные решения, ит.д.
Компания CBRE проанализировала, как указанные принципы реализуются в разных торговых центрах России, и составила список объектов, которые за счет акцента на определенных особенностях своей концепции, стали весьма востребованными у потребителей.
ТРЦ Вегас на Каширском шоссе является первым и единственным торговым центром России, объединенным с парком экстремальных аттракционов. Концепция центра базируется на принципах зонирования пространства и удобной навигации: несколько тематических зон-улиц, оформленных и декорированных в соответствии с задуманной идеей каждого пространства, регулярно привлекают большие потоки людей и повышают доходность торгового центра. В результате ежедневная посещаемость объекта может превышать 70-90 тыс. человек в день.
ТРЦ Гранд Каньон является одним из крупнейших торговых центров Санкт-Петербурга. Его отличительной особенностью является наличие крайне продуманной детской и развлекательной составляющей: на территории детского центра «Дивный город» общей площадью 21 500 кв. м. находится более 40 магазинов для детей и будущих мам, детский театр, творческие мастерские, экстрим парк, город профессий, центр скалолазания. Суточная посещаемость центра, по некоторым оценкам, может превышать 40 тыс. человек в день.
ТРЦ Питер Лэнд один из немногих торговых центров России обладающих уникальной локацией, эффективно встроенной в окружающую природу. Он находится на берегу Финского залива, рядом c городским парком. Вэтомслучае, природный ландшафт выполняет функцию дополнительного якоря. Вдобавок, на территории ТРЦ находится крупнейший в городе аквапарк, что делает его привлекательным местом для проведения досуга многих горожан. Суточная посещаемость торгового центра может превышать 30 - 50 тыс. человек в день.
ТРЦ Мандарин открылся в Сочи сравнительно недавно, но уже стал очень популярен среди жителей и гостей города в большей степени за счет нестандартного позиционирования: торговый центр стал одним из первых проектов формата life-style в России. Торговые павильоны находятся под открытым небом и соединены единым архитектурным ансамблем: пешеходными дорожками, переходами, рекреационными зонами. Среди нестандартных якорей торгового центра выступают смотровая площадка, бассейн, ночной клуб, концертная площадка с амфитеатром.
ТЦ Цветной уже давно зарекомендовал себя, как самый оригинальный торговый центр Москвы. Не имея развлекательного компонента, особая атмосфера и репутация центра, соответствующий состав арендаторов давно сделали его «Меккой» для потребителей, следующих тенденциям модного мира. Кроме того, различные эксперименты с зонированием пространства также приносят свои плоды: ранее минус первый этаж центра занимали корнеры одежды и обуви Sunday Up Market и Depst, сейчас он отдан под магазины дизайнерской мебели и товаров для дома. Средняя посещаемость торгового центра может превышать 25-35 тыс. человек в день.
Тщательная разработка концепции на этапе планирования торгового центра позволяет в значительной степени избежать проблем его дальнейшего развития и функционирования. Кроме того, в условиях тотальной однотипности, наличие уникальных отличительных особенностей в концепции торгового центра - это всегда притяжение дополнительного траффика и залог финансовой успешности проекта.
5 российских торговых центров с наиболее оригинальной концепцией
№
1
Vegas
Москва
134 000 2010
Crocus Group
2
Гранд Каньон
Санкт-Петербург
53 000 2006
ОАО Соломон
3
Питер Лэнд
Санкт-Петербург
80 000 2012
ЗАО Стрёмберг
4
Мандарин
Сочи
17 000 2013
ГК Экспо
5
Цветной
Москва
16 300 2010
Rose Group