CBRE, ведущая международная консалтинговая компания в области недвижимости, подвела итоги III квартала 2016 года на рынке торговой недвижимости Москвы.
Согласно результатам исследования, средний уровень вакантных площадей в открывшихся торговых центрах Москвы III квартала 2016 года составил 38%, в то время как для текущего рынка более типичным показателем для открытия является 60%.
В течение III квартала были открыты сразу пять торговых центров: «Хорошо!», 2 фаза «Метрополис», «Океания», «Косино Парк» и торговая галерея «Рига Молл». При этом, в «Океании» вакансия на дату открытия составила всего 20%, 2-я очередь «Метрополиса» открылась с уровнем вакансии в 40%.
До конца года в Москве должны быть открыты еще два объекта: «Бутово Молл» арендопригодной площадью 57 тыс. кв. м и вторая очередь Fashion House Outlet (4,5 тыс. кв. м). По итогам года общий годовой объем прироста площадей в новых торговых центрах может составить 423 тыс. кв. м.
Доля свободных площадей в разбивке по категориям объектов, %
Источник: исследования и консалтинг CBRE
Существенный объем ввода новых торговых центров за III квартал оказал влияние на уровень вакантных площадей.
В относительно новых торговых объектах, открытых в 2014-2015 годах, уровень вакансии постепенно снижается. А именно, по итогам III квартала уровень вакантных площадей здесь снизился с 16 до 15%. Но в целом, по итогам III квартала 2016 доля свободных площадей в качественных торговых центрах Москвы выросла с 9,3 до 11,4%.
С учетом ввода новых торговых центров в VI квартале, по итогам года показатель вакансии в Московском регионе не должен существенно измениться, поскольку главные открытия года уже произошли во II-III кварталах. Соответственно, анонсированные на IV кв. 2016 торговые объекты совокупным объемом в 62 тыс. кв. м почти не повлияют на ситуацию на рынке.
Прайм ставка аренды в торговых центрах Москвы в III квартале 2016 года остается на уровне 100 000 рублей за кв. м в год.
Основные показатели рынка торговой недвижимости Москвы
I кв. 2016
II кв. 2016
III кв. 2016
2016 П
Общее предложение, тыс. кв. м
5 244
5 348
5 605
5 667
Объем нового строительства, тыс. кв. м
0
104
257
423
Доля свободных площадей в ТЦ, %
9,3
9,3
11,4
11,5
Прайм ставка капитализации, %
10,25
10,25
10,25
10,25
Источник: исследования и консалтинг CBRE, IIIкв. 2016
В III квартале 2016 активность ритейлеров сохранилась на уровне I квартала 2016. На московском рынке открылось 6 первых торговых точек международных брендов. Таким образом, за 9 месяцев через Москву на рынок России вышли 26 новых ритейлеров, 22 из которых открылись в ТРЦ.
Международные розничные сети, открывшие первые торговые точки в Москве в III квартале 2016 года
Название
Сегмент
Место открытия
Hunkemoller
Одежда и обувь
Мега Теплый Стан, Мега Химки
Lillapois Beauty
Дрогери
ТРЦ Тройка
Undiz
Одежда и обувь
Мега Теплый Стан
LULU
Косметика и парфюмерия
ТРЦ Океания
Billabong
Одежда и обувь
ТРЦ Авиа Парк
Jouvence Eternelle
Парфюмерия и косметика
ТРЦ Афимолл Сити, Пресненская наб., 2
Источник: исследования и консалтинг CBRE, III кв. 2016
В IV квартале ожидается открытие ещё 13 новых брендов, из которых стоит выделить: Xiaomi в «Калейдоскопе», LeECO в ТРЦ «Атриум», и Cofix в ТЦ «Охотный ряд».
Среди ушедших с рынка брендов стоит отметить магазин одежды Demurya.
Олеся Дзюба, директор отдела исследований рынка CBRE, комментирует:
«В III квартале произошло открытие сразу пяти знаковых для московского рынка проектов, что составило 60% общего объёма ввода новых торговых центров Москвы этого года. Всего по итогам года мы ожидаем увеличение объёма предложения качественных торговых центров на 423 000 кв. м, в результате чего уровень обеспеченности торговыми центрами достигнет 460 кв. м на 1 000 жителей. На 2017 анонсировано к вводу еще порядка 600 000 кв. м новых торговых площадей, из которых реально на рынок успеет выйти в лучшем случае только половина заявленного объёма».