К концу года к вводу анонсированы 15 торговых объектов площадью 638 тыс. кв. м.
CBRE, ведущая международная консалтинговая компания в области недвижимости, подвела итоги первого полугодия 2016 года на рынке торговой недвижимости в российских регионах. До конца года в регионах России к вводу анонсированы 15 объектов площадью 638 тыс. кв. м, открытие части из них может быть перенесено на следующий год.
Региональные торговые центры 2016 года
Город
Название
GLA, кв. м
Введены в 1 полугодии 2016
Курск
MegaGrinn 1 фаза
50 000
Владивосток
Седанка Сити
45 000
Барнаул
Пионер
37 000
Псков
Акваполис
34 000
Екатеринбург
Академический
30 000
Новосибирск
Эдем
25 000
Уфа
Яй (Лето)
23 000
Оренбург
Восход
22 000
Ожидаются к вводу во 2 полугодии 2016
Самара
Гудок
115 000
Липецк
Folium Park
61 000
Тюмень
StarCity Mall
53 000
Курск
MegaGrinn 2 фаза
79 000
Архангельск
Maksi
49 243
Новосибирск
Европейский
45 000
Ставрополь
Космос 2 фаза
40 000
Нижний Тагил
Depo
40 000
Уфа
Ultra City Mall
32 400
Ковров
Kovrov Mall
26 481
Нижневартовск
Golden Park
24 500
Красноярск
Покровский
23 700
Обнинск
Malina Mall
22 500
Н. Челны
Sunrise city
20 000
Сочи
Бирюза
7 000
Источник: CBRE, II кв. 2016 г.
За 1 полугодие 2016 года в региональных городах (за исключением Санкт-Петербурга) были введены 8 торговых центров общей арендопригодной площадью 266 тыс. кв. м. Суммарный объем предложения в регионах России за исключением Москвы и Петербурга на сегодняшний день составляет 13 млн кв. м.
На конец 1 полугодия 2016 года обеспеченность качественными торговыми объектами в городах-миллионниках составляет 366 кв. м на 1 000 жителей, в городах с населением менее 1 млн людей обеспеченность составляет 261 кв. м на 1 000 жителей.
Самыми обеспеченными городами с позиции количества арендопригодной площади ТЦ на 1 000 человек остаются города-миллионники: Екатеринбург, Самара и Нижний Новгород.
Среди городов с населением до 1 млн человек бессменным лидером остается Краснодар. Обеспеченность здесь выше, чем в любом другом российском городе, и составляет 611 кв. м. на 1 000 человек, учитывая даже плотную агломерацию, которую составляют Краснодар и ближайшие к нему населенные пункты.
Во втором квартале 2016 международные ритейлеры с осторожностью смотрели на экспансию в регионы России: лишь одна компания – Amsterdam Chips Company – выбрала в качестве локации открытия первой точки региональный город. Всего с начала года в регионах открылись 4 новых бренда, причем все в Санкт-Петербурге. В то же время, в региональных центрах активно развиваются ритейлеры, давно работающие на российском рынке. Большинство из них ориентируется не на город как таковой, а на качество торгового центра.
Международные бренды, открывшие первые торговые точки в России на региональных рынках
Название бренда
Страна
Сегмент
Город
ТРЦ / Стрит ритейл
Veta
Эстония
Одежда и обувь
Санкт-Петербург
Каменноостровский проспект
Fujifilm
Япония
Электроника
Санкт-Петербург
Универмаг Нарвский, Ленинский проспект, 138
Amsterdam Chips Company
Нидерланды
Кафе и рестораны
Санкт-Петербург
Невский проспект, 63
Jil Sander Navy
Германия
Одежда и обувь
Санкт-Петербург
Невский проспект
Источник: CBRE, II кв. 2016 г.
Михаил Рогожин, управляющий директор отдела торговых помещений CB RE в регионах России, комментирует:
«Рынок региональных торговых центров остается ненасыщенным, зачастую новый торговый центр в небольшом городе является первым качественным проектом и закрывает весь рынок своим появлением либо оказывается прекрасной возможностью для открытия магазинов международных и федеральных ритейлеров. Например, открытие SunriseCity в Набережных Челнах приведет в город несколько брендов Inditex, H&M, LCWaikiki, Рив Гош».