Большой объем ввода новых проектов в этом году приведет к росту вакансии в них к концу года.
CBRE, ведущая международная консалтинговая компания в области недвижимости, подвела итоги I квартала 2016 года на рынке торговой недвижимости Москвы. Согласно результатам квартального исследования рынка, по итогам I квартала средний уровень вакантных площадей снизился на 0,2 п.п. и составил 9,2%.
Снижение вакансии произошло за счёт снижения количества свободных площадей в новых проектах – с 21,2% до 18,4%. В то время как в ТЦ старше 2014 года показатель вырос с 6,4 до 7,1%.
Доля свободных площадей в разбивке по категориям, %
Источник: исследования и консалтинг CBRE
В I квартале 2016 года не было введено ни одного качественного торгового объекта. Но до конца 2016 года должны быть открыты как минимум 6 торговых центров с высокой стадией готовности: «Океания» (ранее известная как «Галерея Кутузовский», 60 тыс. кв. м), «Хорошо!» (52 тыс. кв. м), «Бутово Молл» (57 тыс. кв. м), «Рига Молл» (80 тыс. кв. м) и вторая очередь Fashion House Outlet (4,5 тыс. кв. м). 15 апреля 2016 года в Москве уже открылся ТЦ «Ривьера» (100 тыс. кв. м арендопригодной площади).
С учетом ввода новых торговых центров в Московском регионе, по итогам года ожидается рост средней вакансии по рынку до 11%, поскольку новые проекты, скорее всего, откроются с заполненностью на уровне 40-60%.
Прайм ставка аренды в торговых центрах Москвы в I квартале 2016 года остается на уровне 1 650 долл. за кв. м в год.
Основные показатели рынка торговой недвижимости Москвы
2015
1 кв. 2016
2016 П
Общее предложение, тыс. кв. м
5 244
5 244
5 594
Объем нового строительства, тыс. кв. м
441
0
350
Доля свободных площадей в ТЦ, %
9,5
9,2
11
Прайм ставка капитализации, %
10,25
10,25
10,25
Источник: исследования и консалтинг CBRE
В I квартале 2016 активность ритейлеров сохранилась на уровне второго полугодия 2015. На московском рынке открылось 8 первых торговых точек международных брендов. При этом о возможном открытии первых магазинов в 2016 году в России заявили международные сети Walt Disney, Newby London, Lillapois, NYX, Hunkemöller и Undiz.
Среди ушедших с рынка стоит отметить закрытие магазинов Lindex, о чем заявила компания Stockmann, годом ранее закрывшая монобрендовые магазины Seppälä и продавшая ритейл-бизнес своих универмагов компании Debenhams.
Международные розничные сети, открывшие первые торговые точки в Москве в I квартале 2016 года
Название
Сегмент
Место открытия
Burvin
Одежда и обувь
ул. Нижняя
Красносельская
Charlotte Olympia
Одежда и обувь
Дмитровский пер.
Holika Holika
Косметика
ТРЦ «Авиапарк»
Kidzania
Развлекательный центр
ТРЦ «Авиапарк»
Ladurée
Кафе и рестораны
ул. Малая Бронная
Urban Decay
Косметика
ТРЦ «Атриум»
Victoria’s Secret
Нижнее белье
ТРЦ «Европейский»
Lion of Porches
Одежда и обувь
ТРЦ «Авиапарк»
Источник: исследования и консалтинг CBRE
Олеся Дзюба, директор отдела стратегического анализа и планирования CBRE, комментирует:
«Новые торговые центры сейчас предлагают операторам очень выгодные условия для открытия новых точек. Именно поэтому мы зафиксировали снижение доли свободных площадей в новых торговых центрах (с 22,1% в конце 2015 до 18,4% в I кв. 2016), которые зачастую представлены более современными дизайном и концепцией, более продуманными планировками, достаточными количеством парковки. Основными факторами, которые влияют на размер ставки аренды и на желание арендатора входить в тот или иной проект, являются стадия строительства и заполненность объекта, качество концепции и позиционирование, имеющие непосредственное влияние на товарооборот ритейлеров».