2 декабря состоялась ХIII Ежегодная конференция «Лизинг в России – 2014», организатором которой выступило рейтинговое агентство «Эксперт РА» (RAEX). Основными темами для обсуждения стали перспективы развития российского лизингового рынка, возможные точки роста на ближайший год, а также ключевые вызовы рынка.
Павел Самиев, генеральный директор «Эксперт РА» (RAEX), во вступительном докладе обозначил состояние рынка лизинга по итогам 9 месяцев 2014 года и сделал прогноз на ближайший год: «Несмотря на увеличение доли автолизинга до 32,3% и доли МСБ до 44,5% в структуре нового бизнеса по итогам 9 месяцев 2014 года, объем рынка снизился на 10%. В 2015 году мы ожидаем, что сокращение лизингового рынка может составить 10-20%, а основные вызовы будущего года - удорожание фондирования и рост проблемных активов - будут способствовать консолидации портфелей лизинговых компаний». Также Павел Самиев отметил, что лизинг импортозамещающего оборудования оказать позитивное влияние на рынок не раньше конца 2015 года и только при успешной реализации соответствующих госпрограмм.
Дмитрий Ерошок, генеральный директор «Сбербанк Лизинг», в качестве возможной точки роста отрасли отметил стратегии выхода на новые рыночные пространства и со стороны государства, и со стороны участников лизингового рынка: «В ближайшие годы необходимо воссоздать лизинг как инвестиционный механизм, найти новые точки роста в отраслях, где лизинг не так сильно развит, таких как машиностроение, оборонная промышленность, металлообрабатывающие производства».
Пути преодоления кризисной ситуации на рынке лизинга обозначил Кирилл Царев, первый заместитель генерального директора «Сбербанк Лизинг», президент Объединенной лизинговой ассоциации: «Рост банковских ставок в следующем году, безусловно, приведет к падению рынка. Чтобы пережить кризисные явления, компаниям необходимо провести переоценку качества риск-менеджмента и сбалансировать кредитный портфель и обязательства по срокам и валютам, а также наладить инфраструктуру лизингового бизнеса на новом качественном уровне».
Заместитель генерального директора Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Владимир Добровольский продолжил тему реакции рынка на изменение экономической ситуации: «Лизингодатели будут продолжать сталкиваться с проблемой фондирования, будет расти просроченная задолженность по клиентам как в розничном, так и в корпоративном сегментах». Адаптационные возможности рынка к новым условиям, по его мнению, станут понятны в 1 полугодии 2015 года.
О важности взаимодействия участников рынка с государством, в том числе в рамках проектов по импортозамещению, рассказал генеральный директор «МСП Лизинг» Алексей Акиндинов. По его словам, любой такой проект должен быть сам по себе экономически обоснованным и окупаемым и не должен рассматриваться в отрыве от общей экономической и промышленной политики страны. Алексей Акиндинов также добавил, что «даже при незначительных усилиях государства по стимулированию программ по импортозамещению, данное направление может стать реальным драйвером роста и на макроэкономическом уровне, в том числе».