Мошенники активизировались и совершенствуют схемы хищения грузов

Евгения Голуб, руководитель Юридического департамента ГК TELS.

Статистика Международной организации по борьбе с хищениями грузов (TAPA) свидетельствует об увеличении количества краж: в 2016 году их было в 2 раза больше, чем в 2015-м.

Активизация мошенников чаще происходит в периоды затянувшихся экономических кризисов и на стадиях интенсивного роста рынка: спрос на транспортно-логистические услуги подскакивает, на этом фоне начинается дефицит провозных возможностей и рост цен на перевозки, к чему заказчики поначалу бывают не готовы. Тут и начинают действовать мошенники, привлекая своих жертв низкими ставками.

фото

Когда и что чаще всего крадут?

Жертвой мошенников можно стать в любое время, но самый большой пик их активности обычно начинается со второй половины октября: приближаются рождественские и новогодние праздники, поэтому растет объем перевозок, наблюдается нехватка транспортных средств.

Чаще всего крадут грузы, которые можно быстро продать на чёрном рынке. Вы должны проявить особую бдительность, если отдаете на перевозку:

  • продукты питания и напитки (это на первом месте);
  • парфюмерию и косметику;
  • бытовую технику и электронику;
  • медицинские препараты (особенно содержащие наркотические вещества);
  • бытовую химию и средства гигиены;
  • автомобильные запчасти.

В предновогодний период в зоне повышенного риска оказываются напитки и алкоголь, конфеты, шоколад, орехи, подарочные наборы и т.п.

Как работают мошенники?

По словам экспертов, в настоящее время каждый четвертый страховой случай по хищению грузов можно отнести к «интеллектуальной» краже. Рассмотрим наиболее частые виды мошенничества.

  • Регистрация новой транспортной компании.

Такая компания выходит на рынок с заниженными ставками, чтобы обеспечить приток клиентов. Первое время она осуществляет грузоперевозки, нарабатывает клиентов и отчитывается перед налоговыми органами. Но в «удобный момент», когда собирает большое количество высоколиквидных грузов, пропадает вместе с ними.

Меры контроля: по возможности, не отдавайте грузы новым неизвестным компаниям. Если по каким-то причинам все же привлекаете «молодых» подрядчиков – не доверяйте им высоколиквидные грузы и перевозки на «длинное плечо» (это позволяет мошенникам больше времени оставаться незаподозренными).

  • Использование мошенниками наименования существующей транспортной компании (так называемые «клоны» или «подложки»).

В данном случае мошенники используют наименование (бренд) существующей транспортной компании с незначительным его изменением, создают сайт-двойник и т.д. Невнимательный заказчик может оставаться в полной уверенности, что отдал груз крупному надежному подрядчику, пока тот не пропадет вместе с грузом.

Меры контроля: для выявления таких мошенников надо предельно скрупулёзно проверять нового поставщика услуг. А близкое совпадение его наименования с известным брендом как раз может указывать на возможные мошеннические намерения.

  • Покупка мошенниками транспортной компании с хорошей историей.

Мошенников, которые работают по таким схемам, называют «элитными»: схема дорогая, но надежная в том смысле, что распознать мошеннические намерения крайне трудно.

В этом случае покупается небольшая транспортная компания с хорошей репутацией (рекомендации на сайте, отзывы на форумах, хороший рейтинг на биржах и т.д.), происходит смена состава собственников и руководства юридического лица.

Меры контроля: установите период, по истечению которого будет проводиться дополнительная проверка ваших действующих партнёров. Если узнаете, что в компании сменилось руководство и/или даже весь персонал - будьте настороже, проверьте статус собственников, и при их смене переводите компанию в статус «новая».

***

Иногда невольным соучастником преступления может являться добросовестный водитель с собственным транспортным средством, которому компания-мошенник поручает перевозку. Водитель привозит груз по указанному в транспортном заказе адресу, мошенники его «принимают», и далее груз отбывает в неизвестном направлении. Такой водитель, как правило, не исчезает, его возможно разыскать, но даже если он и был в сговоре, доказать его вину практически невозможно.

Не стоит сбрасывать со счетов и «традиционные» способы краж – на терминалах, складах, вскрытие грузового пространства транспортного средства ночью, когда водитель спит и пр. Эти случаи участились даже на платных охраняемых паркингах.

Как мы искали груз 

Готовы поделиться свежей историей из своей практики. Крайне редко, но и мы становимся жертвами тонкой игры мошеннических структур, что недавно и произошло: мошенники действовали по самой изощрённой схеме - покупка транспортной компании с хорошей историей.

Когда мы поняли, что две машины с грузами исчезли (водители и представители компании перестали выходить на связь), сразу связались с полицией Англии и Германии, а также страховой компанией перевозчика для повторного подтверждения действия страхового полиса и получения дополнительной информации о подрядчике и его контактных лицах.

Сотрудники страховой компании мошенников сначала отказывались давать какую-либо информацию (вели себя достаточно агрессивно), но под нажимом и аргументацией, что мы действуем по процедуре нашей страховой компании, сообщили, что мы являемся не единственными пострадавшими от действий данной компании-мошенника и что расследованием ее мошеннических действий уже занимается частный инспектор Bernhard Schwarz, который был нанят одной из пострадавших сторон.

В Европе есть такой лицензируемый институт, как частный инспектор – что-то среднее между полицейским и частным детективом. Такой инспектор в частном порядке в сотрудничестве с полицией расследует преступления.

Надежды на полицию не было – всё указывало на то, что конкретные действия по поиску они предпримут, когда уже объективно будет поздно. Поэтому сразу связались с инспектором Bernhard Schwarz, предоставили ему все имеющиеся у нас данные и документы. От господина Schwarz мы узнали, что за 6 дней от действий этих мошенников, кроме нас, пострадали 7 компаний, общая сумма похищенных грузов составляла примерно 1,2 млн евро.

На протяжении всего времени поиска груза держали связь с помощницей инспектора из Люксембурга и самим господином Schwarz. На четвёртый день, в воскресенье вечером, раздался звонок на мобильный телефон нашего сотрудника: инспектор сообщил, что находится в пригороде Берлина и из полицейской машины наблюдает задержание мошенников.

В понедельник утром у нас на электронной почте уже были фотографии грузов, данные инспекторов полиции, которые ведут наше дело, и номера самих дел. После сверки инвойсов с маркировкой на упаковке оба наших заказчика подтвердили, что на фото их грузы. К моменту ареста преступной группы 6 паллет груза уже были сбыты.

Дальше вопросы компенсации ущербы мы решали со своими заказчиками и страховой компанией.

***

Мошенники постоянно совершенствуют схемы кражи грузов. Поэтому компаниям-грузовладельцам и экспедиторам также необходимо совершенствовать свои регламенты контроля транспортных компаний (включая периодическую перепроверку своих давних подрядчиков) и неукоснительно следовать им. Чаще всего «тонким местом» в контроле является «субъективный фактор» - недостаточная скрупулезность сотрудников при исполнении регламента допуска подрядчиков к сотрудничеству.

Регламент допуска подрядчиков к сотрудничеству в компании TELS – документ, который постоянно обновляется по мере поступления новой информации о деятельности криминальных структур. Мы не допустим к сотрудничеству транспортную компанию, пока она не пройдет проверку – документальную, «историческую» (история работы изучается по разным источникам).

У компании без истории практически нет возможности стать нашим подрядчиком, а новый подрядчик определенное время не получит ценные высоколиквидные грузы. В «профиле риска» уже накоплено много признаков, указывающих на возможные мошеннические намерения. Периодически вся база действующих подрядчиков проходит перепроверку. Так мы обеспечиваем безопасность наших клиентов, да и свою собственную.

И конечно, рекомендуем всем страховать грузы – мы это можем организовать сами в надежной компании по выгодным тарифам. Такой вид страхования - 100%-ная защита бизнеса от возможных потерь в процессе транспортировки товаров. Включение этих относительно небольших расходов в логистический бюджет ставит финансовое управление логистикой под полный контроль, исключает фактор непредвиденных убытков. 

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости