Аналитики CBRE, ведущей международной консалтинговой компании в области недвижимости, подвели итоги 1 полугодия на рынке торговой недвижимости Москвы. В первом полугодии 2018 года на московский рынок вышли 13 новых брендов, и 3 бренда покинули рынок. Количество новых брендов на 10 меньше, чем годом ранее.
Как отмечают аналитики CBRE, 5 операторов уже заявили о планах дальнейшего открытия магазинов и ресторанов: Coach, О’Learys, Flormar, Dino Zoo и COS. Также, среди иностранных брендов, уже представленных на российском рынке, многие планируют дальнейшее развитие; среди них можно отметить: McDonalds, Burger King, Under Armour, LC Waikiki, Metro Cash&Carry и OBI. Ikea и Leroy Merlin, параллельно с крупными форматами, начали развитие компактного формата «showroom», открыв в текущем году первые магазины. Стоит отметить, что ожидается положительная динамика прироста числа брендов во втором полугодии.
Ведущие международные ритейлеры, вышедшие на московский рынок в 1 полугодии 2018 г.
Источник: CBRE, II квартал 2018 г.
Несмотря на сокращение количества иностранных брендов, вышедших на московский рынок в 1 полугодии 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, активно развивается категория «кафе и рестораны», увеличив долю на 2 п.п. до 7%. Помимо иностранных брендов, новые форматы открывают российские гастромаркеты, объединяющие разных операторов (Вокруг света, StrEAT, Усачевский рынок и другие).
Помимо развития ресторанного сектора, открытие новых гастрономических концепций способствует повышению трафика расположенных поблизости магазинов.
Основные выводы и прогнозы:
- После периода спада открытий новых объектов в 2017 г. активность девелоперов торговых центров растёт в результате адаптации к новым условиям финансирования. В 2018 г. мы ожидаем открытие в общей сложности 15 ТЦ с суммарной арендуемой площадью 312 100 кв.
- Мы ожидаем продолжение снижения средней доли вакантных площадей на рынке московского региона до 7,5-8,0% к концу 2018 г. на фоне относительно небольшого объема строительства новых площадей.
- Значительная доля нового предложения в 2018 г. (48% GLA) будет размещена за пределами МКАД, в том числе, 32% в Московской области, что обусловлено ограниченным предложением земельных участков для строительства объектов внутри МКАД, а также активным строительством нового жилья, транспортно-пересадочных узлов и связанного с этим увеличение транспортных потоков за пределами МКАД. Средняя арендуемая площадь открываемого торгового центра в 2018 г. по сравнению с 2017 г. снизится в 2018 г. на 31% до 20 800 кв. м. В 2018-2019 гг. будет активно развиваться формат аутлетов. Будут открыты Novaya Riga Outlet Village, Outlet Hines, а также 2-я очередь дисконт-центра «Орджоникидзе».
- Ожидается инфляционный рост премиальных ставок аренды торговых помещений до конца 2018 г. на 4-6% до 208 000 – 212 000 руб./ кв. м / год.
Александра Чиркаева, руководитель направления аренды торговых помещений по Москве и Московскому региону, отдел торговых помещений CBRE в Москве, комментирует:
«Одним из знаковых событий ресторанного рынка 1 полугодия 2018 стало открытие гастромаркета «Вокруг Света» в Nikolskaya Plaza, обеспечившее открытие 24 корнеров известных российских рестораторов. Прекрасные результаты в части оборотов показывает и StrEAT, открывшийся в конце прошлого года в Roomer-e. Подобный формат будет продолжать активно развиваться и в дальнейшем. В общей сложности, с начала 2018 года российскими рестораторами в Москве было открыто более 60 ресторанных заведений в высокой и средней ценовых категориях. Вместе с сохраняющейся высокой динамикой открытия недорогих заведений, можно говорить о сохранении уровня предпринимательской активности в этом сегменте и перспективах роста потребления московского рынка розничной торговли в целом».