Компания «М.Видео» (Мосбиржа: MVID) и «Эльдорадо», входящие в Группу САФМАР Михаила Гуцериева, подвели итоги развития российского рынка ноутбуков за первый квартал 2018 года. Продажи ноутбуков в январе-марте 2018 года выросли почти на 9% в штуках и 20% в денежном выражении до 673 тысяч штук и 23,1 млрд рублей. Динамика рынка в натуральном выражении почти вдвое выше, чем в прошлом году, в деньгах рынок ускорился в шесть раз.
В «Эльдорадо» штучные продажи ноутбуков за первый квартал 2018 года росли сопоставимыми с рынком темпами (+11%), а средний чек остался фактически без изменений. Это позволило сети сохранить свою долю на рынке и укрепить позиции в масс-маркет сегменте.
«М.Видео» показывает более высокие темпы роста: компании удалось нарастить продажи мобильных компьютеров на 37% в штуках и на 47% в деньгах. Благодаря этому «М.Видео» укрепила долю на рынке и теперь занимает 20% в штучных и денежных продажах ноутбуков на российском рынке.
«Восстановление рынка ноутбуков происходит даже интенсивнее, чем можно было ожидать. И если раньше мы говорили о восстановлении рынка за счёт hi-end сегмента, игровых лэптопов и топовых комплектаций, то сейчас мы видим позитивную динамику во всех сегментах. Неизменным остаётся эффект от интернет-продаж, которые продолжают играть решающую роль в развитии рынка. Сохраняется высокий спрос на игровые лэптопы, которые уже занимают до 30% в наших продажах», – отметил директор направления «Цифровая техника» в «М.Видео» Андрей Губанов.
«Пользователи все чаще предпочитают ноутбуки не только настольным ПК, но и планшетам. На фоне позитивных изменений наша компания продолжает наращивать рыночную долю и расширяет ассортимент, чтобы предложить покупателям актуальные и востребованные модели по наиболее выгодным ценам. Основными драйверами продаж «Эльдорадо» становятся ноутбуки из нижнего и среднего ценовых сегментов стоимостью до 35 000 рублей и модели с диагональю от 15 до 17,9 дюймов», – подчеркнул директор по продажам «Эльдорадо» Дмитрий Суханов.
Основные тренды на рынке ноутбуков в России
1. Онлайн-продажи стимулируют развитие рынка
Онлайн-продажи ноутбуков на рынке достигли 6,8 млрд рублей и 176 тысяч штук, что соответственно на 36% и 15% выше, чем в 1 квартале 2017 года. Онлайн-продажи уже занимают 29% рынка ноутбуков в денежном выражении, каждый четвёртый ноутбук продаётся онлайн. Средний чек на ноутбуки в интернете на 13% выше, чем в целом по рынку – это связано с тем, через интернет можно заказать более сложные конфигурации, в том числе, у крупных сетевых магазинов.
В «М.Видео» влияние онлайн-продаж на общую динамику категории ещё сильнее: в первом квартале 2018 года покупатели сети купили на mvideo.ru более чем в два раза больше ноутбуков чем годом ранее.
2. Клаудбуки – самый востребованный формат
Клаудбуки – ноутбуки с небольшим объёмом памяти, бюджетные, рассчитанные на серфинг в инетрнете и базовые рабочие задачи. Их продажи на рынке выросли на 20% в деньгах, 70% в штуках. Средняя цена сократилась почти на треть, что позволило и так доступному сегменту значительно нарастить штучные продажи. Активный рост продаж начался с осени 2017 года, когда значительно расширился ассортимент представленных в данном сегменте брендов, и продолжился в 2018 году. В основном эту категорию представляют локальные бренды – Prestigio, Irbis, Digma и т.д. Тем не менее, несмотря на активный рост, сегмент пока занимает совсем не большую долю в общих продажах ноутбуков.
3. Растёт спрос на продвинутые модели в верхнем ценовом сегменте
В целом на рынке растут продажи ноутбуков в среднем ценовом сегменте от 37 до 64 тысяч рублей (+50%) и в верхнем ценовом сегменте свыше 64 тысяч рублей (+30%). Каждый сегмент занимает примерно четверть рынка в денежном выражении. В «Эльдорадо» самым весомым является ценовой сегмент от 25 до 37 тысяч рублей, который одновременно является и самым динамичным: прирост год к году в сети составил более 25%.
4. Бренды на рынке ноутбуков
Четвёрка лидеров на рынке ноутбуков остаётся неизменной, возглавляет её Lenovo, которому удалось сохранить долю на уровне прошлого года. Положительную динамику показал HP, а доли ACER и ASUS, напротив, немного сократились. Совокупная доля этих четырёх брендов постепенно сокращается за счёт усиления Dell и Apple.
5. Растёт сегмент мощных процессоров
По итогам первого квартала 2018 года самый заметный рост демонстрируют Core i7 и Core i5 – штучные продажи ноутбуков с этими процессорами выросли в полтора раза. Старшая версия очень востребована в сегменте геймерских лэптопов, а Core i5 активно используют в массовом сегменте ноутбуков для работы.