Крупнейшие food-ритейлеры нацелены на 45% рынка: что дальше?

По итогам 2024 года оборот десяти крупнейших food-ритейлеров России может увеличиться на 26,4%, достигнув 11,5 трлн рублей, что подтверждают данные обзора INFOLine «Розничная торговля Food и потребительский рынок России». В первой половине года их выручка выросла вдвое быстрее, чем за аналогичный период 2023 года (24,7% против 11,6%), превысив общий рост продуктового товарооборота на уровне 14,8% и достигнув 5,2 трлн рублей.

Основные драйверы роста

Аналитики выделяют несколько ключевых факторов, способствующих росту выручки. Одним из них является подорожание продуктов, что усилило влияние на общие показатели товарооборота. Важную роль сыграло и развитие доставки, особенно для крупных городов, а также открытие новых, небольших магазинов. Региональная экспансия федеральных ритейлеров также оказывает значительное влияние, вытесняя локальных игроков за счет конкуренции за помещения и персонал.

Среди лидеров по динамике выручки в первом полугодии выделяется «Самокат», который увеличил продажи на 84,1% год к году до 110 млрд рублей. «Лента» также продемонстрировала значительный рост на 60,8%, достигнув 413,6 млрд рублей, а «Вкусвилл» увеличил свои продажи на 33%, до 159,26 млрд рублей. X5 Group (включает сети «Перекресток», «Пятерочка» и «Чижик») показала рост в 25,9%, достигнув оборота в 1,85 трлн рублей. Успешные результаты также зафиксировали сети «Бристоль» и «Красное и Белое» (25,6% до 640,3 млрд рублей), и «Магнит» (20,3% до 1,4 трлн рублей).

Медленный рост и снижение

В отличие от лидеров, компании, ориентированные на крупный формат, такие как «О’Кей», Auchan и Metro, демонстрируют медленный рост выручки — от 2% до 13,1% за первое полугодие 2024 года. Единственным крупным игроком с отрицательным результатом стал «Торгсервис», развивающий сети «Светофор» и «Маяк». Его выручка снизилась на 0,3% до 192,3 млрд рублей, что связано с сокращением числа магазинов на 10% и изменением потребительских предпочтений в сторону отказа от закупок впрок.

Региональная экспансия и консолидация

Лидеры рынка активно развивают региональные проекты. В конце 2023 года X5 Group завершила сделку по приобретению хабаровской сети «Амба», на базе которой было открыто 71 новых магазинов «Пятерочка». В свою очередь, «Магнит» приобрел 33,01% долей в уставном капитале группы «Самбери», управляющей примерно 300 торговыми точками.

«Благодаря этим приобретениям доля десяти крупнейших ритейлеров в общем товарообороте FMCG по итогам июня выросла с 39,9% до 42,9%», — комментирует Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитики». Он также отмечает, что федеральным сетям проще находить персонал и помещения, поскольку им отдают предпочтение как сотрудники, так и арендодатели.

Прогнозы на будущее

По оценкам INFOLine, доля крупнейших ритейлеров к концу 2024 года может достичь 44,4% в общем обороте FMCG-рынка. Это отражает продолжающуюся консолидацию рынка и усиление позиций федеральных игроков, которые активно поглощают локальных конкурентов и расширяют свое присутствие в регионах.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости