По данным исследования INFOLine «Рынок DIY России», объем рынка DIY (do it yourself, «сделай сам») в b2b и b2c сегментах составил 6,8 трлн рублей в 2023 году. Среднегодовой рост с 2018 по 2023 годы составил 8,3%, а в 2023 году рынок увеличился на 14,4%.
Сегмент b2b в 2023 году достиг объема в 3,1 трлн рублей с среднегодовым ростом 13,4%. В 2023 году этот рынок вырос на 17,3%. B2b включает в себя продажи строительных и отделочных материалов, инструментов и оборудования корпоративным клиентам, таким как строительные компании и промышленные предприятия.
Сегмент b2c составил 3,8 трлн рублей в 2023 году с среднегодовым ростом 5,0%. В 2023 году он увеличился на 12,2%. Этот сегмент включает розничные продажи строительных материалов, мебели, товаров для дома и сада, которые используются домохозяйствами и частными специалистами.
Совокупная выручка десяти крупнейших DIY-сетей в 2023 году выросла на 11,2% и составила 1,05 трлн рублей. Лидером по темпам роста выручки стал онлайн-гипермаркет «ВсеИнструменты.ру», увеличивший выручку на 54% до 132,8 млрд рублей. «ВсеИнструменты.ру» также лидирует в онлайн-продажах, превысив выручку в 126 млрд рублей с ростом на 56,5%. В тройку лидеров по онлайн-продажам входят СТД «Петрович» (63,1 млрд рублей, рост на 9%) и Leroy Merlin (59,5 млрд рублей, рост на 24%).
Генеральный директор «INFOline-Аналитики» Михаил Бурмистров отметил: «В 2023 году продолжилась трансформация рынка. Одним из ее признаков стал опережающий рост онлайн-продаж. Второй важный вектор трансформации: переориентация спроса из b2c в b2b, в основе которой лежит увеличение доли жилья, сдаваемого с отделкой, и постепенный переход потребителей от модели Do it yourself к Do it for me. Третий момент — сокращение продаж материалов в пользу комплексных систем и решений, включающих также сервисы, связанные с установкой, ремонтом и отделкой».
Эксперты INFOLine прогнозируют удвоение рынка к 2028 году, что приведет к объему 14,7 трлн рублей. Ожидается, что онлайн-продажи будут расти в среднем на 28% в год с 2024 по 2028 годы. Доля онлайн-продаж в b2c увеличится с 33,4% в 2023 году до 55,6% в 2028 году, а в b2b — с 6% до 13,2%.