По прогнозам, от 10 до 20% арендных площадей в торговых центрах столицы могут опустеть в 2023 году. Не отстают и регионы – поток посетителей снижается, уходят арендаторы. К концу ноября в банкротном и предбанкротном состоянии только в Москве уже находились минимум 200 ТЦ, и число их будет увеличиваться. Подробнее об этом рассказали эксперты финансового портала Выберу.ру.
Драйверы закрытия ТЦ
Причины снижения спроса на посещение ТЦ очевидны:
- желание сэкономить – не все готовы во время кризиса тратить деньги на развлечения и шопинг;
- отсутствие иностранных брендов и переход части продавцов на онлайн-площадки, которые становятся всё более популярными у покупателей;
- запрет на показ западных фильмов.
К концу прошлого года покупателей стало меньше в среднем на четверть. Крупные ТЦ оказались наиболее уязвимым сегментом – не так просто найти замену иностранным брендам, а азиатские ритейлеры не спешат заменить их. Подробнее об этом здесь – https://www.vbr.ru/banki/novosti/2022/12/27/zakroetsya-polovina-torgovih-centrov/.
На этом фоне темпы ввода в эксплуатацию новых объектов существенно замедлились. Чуть менее 40000 м2 сдано в столице за третий квартал ушедшего года, а за 9 месяцев – всего 76700 м2, что можно считать рекордно низкими показателями за последние годы. В лучшем положении оказались малоформатные ТЦ.
Эксперты полагают, что для привлечения клиентов ТЦ придётся переформатировать – проводить лекции, размещать на пустых площадях образовательные центры и шоурумы, открывать филиалы музеев.