К 2035 году основная часть потребительского капитала сосредоточится у поколений Y и Z, для которых шопинг постепенно трансформируется в новое сочетание покупок, отдыха и впечатлений. Это обстоятельство заставляет ритейлеров и девелоперов активно пересматривать концепции торговых центров. Исследование, проведенное IBC Real Estate и Parus Asset Management, показывает, что торговым центрам России предстоит адаптироваться к кардинально меняющимся потребностям этих групп потребителей.
Поколенческая структура населения России, 2024
Поколение |
Годы рождения |
Период рождения* |
Текущий возраст |
Доля от общего населения РФ, % |
Распределение капитала**, % |
Молчаливое поколение |
1928–1943 |
15 лет |
81–96 лет |
23,6% |
25% |
Бэби-бумеры |
1944–1963 |
17 лет |
61–80 лет |
||
Поколение X |
1964–1984 |
20 лет |
40–60 лет |
27,3% |
34% |
Поколение Y (Миллениалы) |
1985–2000 |
15 лет |
24–39 лет |
21,4% |
28% |
Поколение Z |
2001–2013 |
12 лет |
11–23 лет |
16,3% |
13% |
Поколение A |
2014–2025 |
11 лет |
до 10 лет |
11,3% |
⸺ |
*Длительность периода рождения людей, относящихся к одному поколению
**Доля дохода определенного поколения в общей структуре доходов всех поколений
Источник: Росстат, RuGenerations, Statista
Поколения Y и Z: формирование нового потребительского фокуса
Поколение Y (миллениалы) и поколение Z сегодня уже владеют более чем 40% капитала. Со временем их экономическое влияние будет только возрастать: зумеры (поколение Z) к 2029 году станут одной из самых крупных по численности аудиторий для торговых центров. Эти поколения обладают уникальными потребительскими привычками, ориентированными на цифровые каналы, высокую мобильность и комфорт.
Поколение Y: миллениалы столкнулись с высоким уровнем долговых обязательств, включая ипотеку и кредиты, и их потребительская активность на сегодняшний день больше связана с этапом создания семьи, чем с накоплением капитала. Они ценят удобство и индивидуальный подход, что делает их лояльными к брендам, предлагающим сервис и впечатления.
Поколение Z: зумеры активно выходят на рынок труда, и их покупательная способность быстро растет. Эти потребители предпочитают технологичные решения, креативные пространства и ценят экологичность. ТЦ, нацеленные на привлечение этой аудитории, начинают предлагать больше цифровых сервисов и возможностей для активного досуга.
Движущие тренды: как ТЦ сохраняют актуальность
Спрос на торговые центры меняется под влиянием следующих факторов:
-
Рост онлайн-торговли. Объем онлайн-продаж за 9 месяцев 2024 года достиг 8,3 млрд руб., и привычка покупать в интернете становится повседневной для всех поколений. Это заставляет ТЦ фокусироваться на создании уникального опыта, который не может предложить онлайн-ритейл, — от флагманских магазинов с тематическими зонами до интерактивных инсталляций и кафе.
-
Создание пространства для отдыха и активного образа жизни. Постепенно возрастает доля арендаторов, которые отвечают на запросы потребителей, предпочитающих семейный отдых и активный досуг. В ТЦ активно открываются фитнес-центры, парки развлечений и студии танцев.
-
Зоны для онлайн-покупателей. С ростом онлайн-шопинга в торговых центрах появляются пункты выдачи заказов, которые помогают онлайн-покупателям получать заказы быстрее и удобнее. ТЦ трансформируют свои пространства, чтобы обеспечивать интеграцию онлайн и оффлайн-шопинга.
-
Адаптация под ESG-тренды. Миллениалы и зумеры поддерживают бренды, которые активно занимаются экологическими и социальными проектами. ТЦ становятся частью стратегии устойчивого развития, например, за счет внедрения технологий энергоэффективности и создания экологически чистых зон отдыха.
Сложности и перспективы
По данным ВЦИОМ, основной целью похода в ТЦ по-прежнему остается шопинг, но торговым центрам необходимо искать креативные подходы для поддержания интереса аудитории, которая всё чаще выбирает онлайн-покупки. Дальнейшая успешная работа ТЦ будет зависеть от способности адаптироваться под новые потребности потребителей, предлагать уникальный опыт и усиливать взаимодействие с цифровыми платформами.
Динамика экономической активности в разрезе поколений
Источник: IBC Real Estate, Parus Asset Management
Елена Михайлова, руководитель направления маркетинговых исследований и аналитики Parus Asset Management, отмечает: «Экономические, социальные и демографические процессы сказываются на привычках, моделях поведения и потребностях населения. В результате целевая аудитория торговых центров изменяется. Трансформируется роль и функция торговых центров в жизни человека, что оказывает влияние на требования, предъявляемые к объектам торговой недвижимости».
Екатерина Ногай из IBC Real Estate подчеркивает: «В рамках постоянно трансформирующегося потребительского поведения торговым центрам необходимо постоянно переизобретать себя, чтобы оставаться востребованными. Кроме того, все большее количество покупателей вне зависимости от возраста отдает свое предпочтение шопингу в онлайн, который продолжает свое стремительное развитие. Сегодня ТЦ сталкиваются с рядом вызовов, для решения которых требуются креативные решения и подходы».
Торговым центрам нужно подготовиться к дальнейшим изменениям на рынке, чтобы успешно взаимодействовать с поколениями Y и Z и обеспечить лояльность будущих потребителей.