Доля свободных площадей в торговых центрах Москвы опустилась до 5,2% — это один из самых низких показателей за последние 10 лет. В таких условиях крупные арендаторы, такие как популярные fashion-сети, фитнес-клубы и детские развлекательные центры, сталкиваются с серьезными трудностями при поиске подходящих помещений.
Дефицит крупных площадей и его последствия
В настоящее время основную часть доступных предложений в торговых центрах Москвы составляют небольшие помещения размером до 250 кв. м — на их долю приходится 85% от всего доступного предложения. В то же время блоки площадью более 1 000 кв. м составляют всего 2% от общего предложения. Такая ситуация создает ограничения для размещения крупных арендаторов, которым необходимы значительные площади для полноценного ведения бизнеса.
Структура доступного предложения в торговых центрах Москвы* в разрезе размера блока, %, II кв. 2024 г.
Для компаний, стремящихся открыть крупноформатные магазины или развлекательные центры, нехватка свободных площадей становится серьезным вызовом. Особенно сложная ситуация складывается на первом этаже торговых центров — там, где посещаемость всегда выше, а спрос со стороны арендаторов наиболее активный. В настоящее время всего 35% всех доступных помещений расположены именно на первом этаже, что также ограничивает выбор арендаторов и усложняет их планы по расширению.
Влияние на ритейл-сети и перспективы развития рынка
Сложившаяся ситуация, по прогнозам экспертов, приведет к стабилизации доли свободных площадей в торговых центрах Москвы на текущем уровне. В ближайшие месяцы, с учетом ротаций арендаторов, этот показатель может оставаться относительно стабильным, что станет своеобразным барьером для крупных арендаторов. Компании, занимающиеся розничной торговлей, будут вынуждены искать альтернативные форматы и адаптировать свои стратегии под новые условия рынка.
Эксперты ожидают, что в перспективе дефицит крупных торговых площадей может стимулировать активное развитие новых торговых пространств, особенно в районах с высокой плотностью населения и спросом. В то же время торговые сети, желающие расширять свое присутствие, вынуждены будут адаптировать свои бизнес-модели к условиям ограниченного предложения, возможно, сосредотачиваясь на малых форматах и более интенсивном использовании доступных пространств.