Группа «М.Видео-Эльдорадо», (MOEX: MVID), крупнейшая российская розничная компания на рынке электроники и бытовой техники, входящая в ПФГ САФМАР Михаила Гуцериева, подвела итоги развития рынка смартфонов за девять месяцев 2018 года. Спрос на смартфоны в январе-сентябре 2018 года по сравнению тем же периодом прошлого года вырос на 3% в штучном и 22% в денежном выражении до 21 млн устройств и 315 млрд рублей. Продажи смартфонов в магазинах сетей «М.Видео» и «Эльдорадо» росли год к году в разы быстрее, чем на рынке: на 26% в штуках и в полтора раза в деньгах. Доля китайских брендов в штучных продажах достигла 40%.
На российском рынке смартфонов, несмотря на довольно спокойную динамику год к году, происходят заметные изменения: растёт влияние китайских производителей, укрепляют позиции российские игроки, ранее громко не заявлявшие о себе на этом рынке. В течение всего лета и в сентябре бренд Huawei и Honor занимали первое место по штучным продажам – фактически, каждый третий смартфон, купленный в России в этот период, был произведён одним из этих брендов. Спрос на смартфоны Huawei и Honor в штуках вырос за три квартала 2018 года в 2,5 раза относительно аналогичного периода прошлого года. Аналогично выросла и доля этого бренда. Помимо Huawei и Honor к доверенным китайским игрокам можно отнести Xiaomi, который прочно закрепился на четвёртом месте среди самых популярных брендов в сегменте смартфонов. Nokia, хотя и не вошла в топ-5, по-прежнему имеет высокий уровень доверия и пользуется спросом.
Совокупная доля китайских брендов, включая перечисленных выше игроков, а также ZTЕ, Meizu,Oppo, Vivo и др., составила по итогам девяти месяцев 2018 года более 40% в штучном выражении. Для сравнения годом ранее доля «китайцев» была на уровне 30% в штучном выражении.
Другие бренды на рынке смартфонов
Фактически рынок сейчас представляет собой сильную группу из трёх игроков (Apple, Samsung иHuawe/Honor), на которых приходится 60% штучных продаж по итогам трёх кварталов 2018 года, и всех остальных, делящих оставшиеся 40% рынка в натуральном выражении.
Во второй группе, помимо Xiaomi и Nokia, стоит выделить российские BQ-mobile (не путать с BQ) и Vertex. Им удалось сохранить долю на конкурентном рынке, что позволило выйти в десятку самых популярных брендов за девять месяцев 2018 года. Так, BQ-mobile стал пятым, а Vertex играет на равных с Nokia.
Россияне по-прежнему делают выбор в пользу более дорогих моделей
Спрос смещается в средний и выше среднего ценовые сегменты. Так, продажи смартфонов стоимостью 10-20 тыс. руб. и более 40 тыс. руб. за девять месяцев 2018 года выросли на 36% в штучном выражении по отношению к прошлому году. Это находит отражение в увеличении средней цены, которая прибавила 20% год к году и составила 15 300 рублей.
Смартфон как платёжный инструмент
С распространением бесконтактных платежей российские потребители все чаще при выборе смартфона обращают внимание на наличие модуля NFC. По итогам девяти месяцев текущего года было продано около 1 млн устройств с поддержкой данной технологии, а рыночная доля девайсов с NFC-чипом почти достигла 40%. Годом ранее доля смартфонов с NFC составляла около 30%.
«Темпы развития китайских производителей на российском рынке смартфонов не перестают удивлять. По сути, китайские производители приучили российских покупателей опираться при выборе не столько на бренд, сколько на функции и цену. Они показали, что стать заметным игроком и даже игроком номер один можно за счёт интересных функций и технических решений, которые при этом не делают смартфон дорогим. Возможно, опыт китайских вендоров отчасти упростит путь и других игроков на российском рынке - Vertex, BQ-mobile», - говорит руководитель департамента «Мобильная техника» в Группе «М.Видео-Эльдорадо» Владимир Чайка.