Рынок торговых центров за последние годы столкнулся сразу с несколькими вызовами. В 2020—2021 гг. по сегменту ударила пандемия, а в 2022 году санкции, уход крупных западных ретейлеров и снижение трафика. Эксперты компании KNRU рассказали о том, как меняется эта отрасль под давлением внешних факторов.
Татьяна Клименко, генеральный директор компании KNRU:
– Обещанного наплыва иностранных компаний из Турции, Китая, Узбекистана, о котором говорилось весной-летом 2022 года, не случилось. Состав арендаторов торговых центров пополняется в основном за счёт роста числа российских брендов.
По нашим оценкам, около 40% магазинов в торговых центрах остаются закрытыми. Если предположить, что эти 40% будут окончательно закрыты, то торговые центры останутся почти пустыми. В этом случае ТЦ будут вынуждены проводить реконцепции и заполнять свои площади другими арендаторами, например, клиниками, лабораториями. Кроме того, вероятно, стоит ожидать усиления развлекательных направлений, например, будут проводиться мастер-классы, будут появляться фотолокации, студии для блогеров, образовательные центры, выставки и, возможно, кинотеатры будут заменены на интерактивные театры и шоу. Ещё одним нововведением для ТЦ, возможно, станет появление предприятий ИП. Если раньше их не пускали в ТЦ, то сейчас политика комплексов может измениться. Также больше внимания будет уделено детским развлечениям.
Если говорить о том, как эта ситуация повлияет на ставки, то на период в 6 месяцев они снизятся процентов на 15. При этом в ТЦ непопулярных спальников снижение может достигнуть 30%. Арендодатели будут активнее давать дисконты, подписывать краткосрочные соглашения на 4—6 месяцев с арендаторами, так как никто не знает, как будут развиваться события. При этом торговым центрам придётся вкладывать больше денег в маркетинг для хотя бы сохранения трафика и удержания тех арендаторов, которые есть.
Сейчас маркетплейсы и онлайн-торговля в целом активно развивается за счёт тренда на осознанное потребление.