Российские торговые комплексы ожидает продолжение нелёгких времён, которые начались два года назад, с началом пандемии. Сейчас ситуация усложнилась из-за ухода западных сетей и снижения покупательской способности россиян. Эксперт рынка коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга Полина Фиофилова рассказала о том, какое будущее ждёт торговые центры.
Полина Фиофилова, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU:
– Эксперты предсказывают, что в России торговые комплексы ждёт период dead mall или по-другому кризис. Сейчас отечественные ТЦ находятся в кризисе по ряду причин. Среди них выделю избыток построенные проектов, активное развитие онлайн-шопинга, пандемия, повлиявшая на снижение продаж, а также уход западных брендов. При этом мы видим несколько путей развития, по которому могут пойти торговые центры, и кладбищ торговых комплексов в России точно не будет.
Главной задачей управленцев торговыми комплексами понять, как реновировать и изменить концепции своих проектов. Плачевная судьба ждёт тех, кто не найдёт решения этой задачи или просчитается в выборе пути развития.
Поскольку множество торговых комплексов находятся в залоге у банков, что является естественным процессом в этом сегменте, проекты, попавшие в наиболее сложную ситуацию, не закроются, а уйдут с молотка в руки других собственников. Это будет касаться как региональных, так и столичных комплексов.
При этом массового характера сценарий застройки жильём территорий, которые заняты торговлей не будет. Единичные случаи могут быть, но массовой застройки не будет.
Последние два месяца активно поступают новости о судьбе тех или иных брендов, некоторые из которых уходят, меняют собственников или принимают решение продолжить свою деятельность. На этом фоне каждый комплекс должен проанализировать ситуацию и понять, какие магазины остаются, какие уходят и найти последним адекватную замену.
Сейчас в Петербург заходят новые форматы как в сегменте фэшн-ритейлеров, так и в сегменте фудхоллов. В рамках последнего в наш город придёт система, когда клиент сможет, не вставая из-за стола заказать блюда из разных ресторанов, представленных в фудхолле. Таким образом, успешными комплексами будут проекты, работающие по принципу all in one, то есть, где представлено всё.
В сегменте фэшн российских брендов не так много. Наиболее заметными игроками стоит назвать Gloria Jeans, MODIS, Melon Fashion Group и некоторые другие. Сейчас они себя чувствуют уверенно, открывают новые точки и работают в большинстве своём именно в рамках торговых комплексов. При этом стоимость продукции приблизилась к европейским ценникам.