Люксовые отели Москвы показали впечатляющие результаты по загрузке за первые восемь месяцев 2024 года, достигнув уровня 64%, что на 18 процентных пунктов выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это значительно опередило темпы роста бюджетных категорий гостиниц.
По данным консалтинговой компании IBC Real Estate, которая исследовала гостиничный рынок Москвы — самого посещаемого города России — за период с января по июль 2024 года, столицу посетили около 12,2 миллиона туристов, что на 14% больше, чем в прошлом году. Почти треть всех поездок в Москву пришлась на летние месяцы — в июне и июле столицу посетили 2,9 миллиона человек.
Рост турпотока сопровождался улучшением операционных показателей московских отелей. Согласно данным Hotel Advisors, представленным IBC Real Estate, загрузка гостиниц достигла 76%, что на 6 процентных пунктов выше показателя прошлого года, а средняя стоимость номера составила 10,3 тысячи рублей — это на 41% больше, чем в 2023 году. Рост цен связан с увеличением спроса и затрат на строительство, трудовые ресурсы и эксплуатацию. В результате, доходность на номер в январе-августе 2024 года выросла на 52%, достигнув 7,8 тысячи рублей.
Операционные показатели гостиниц Москвы в январе-августе 2022-2024 гг.
Источник: Hotel Advisors в выборке IBC Real Estate
Особенно заметный прирост наблюдался в люксовом сегменте гостиниц: загрузка увеличилась на 18 процентных пунктов, достигнув 64%. Средняя стоимость номера в отелях высшего класса составила 30,7 тысячи рублей, что на 28% больше, чем годом ранее. Доходность на номер в люксовом сегменте выросла на 80%, достигнув 19,6 тысячи рублей.
Операционные показатели гостиниц Москвы в январе-августе 2024 года
Ценовой сегмент |
Доходность на номер, тыс. руб. |
Загрузка, % |
Средняя цена на номер, тыс. руб. |
Люксовый |
19,6 (+80%) |
64% (+18 п.п.) |
30,7 (+28%) |
Верхний предел высокого |
10,7 (+56%) |
76% (+9 п.п.) |
14,1 (+38%) |
Высокий |
7,7 (+45%) |
73% (+5 п.п.) |
10,7 (+37%) |
Верхний предел среднего |
6,7 (42%) |
81% (+4 п.п.) |
8,3 (+35%) |
Среднеценовой |
5,0 (40%) |
79% (+5 п.п.) |
6,3 (+32%) |
Экономичный |
2,7 (+32%) |
75% (+2 п.п.) |
3,6 (+29%) |
Источник: Hotel Advisors в выборке IBC Real Estate
Внутренний туризм продолжает расти, так как россияне переориентируются на поездки по стране в связи с удорожанием зарубежных туров. Также увеличивается приток туристов из стран Азии и Ближнего Востока. В ответ на эти изменения отельеры начинают адаптировать свои услуги под потребности новых клиентов, уделяя внимание стандартам Muslim-friendly и Halal. Одновременно на рынке появляются новые бренды премиум-класса, как, например, сеть отелей Benefit, а существующие игроки запускают новые люксовые бренды, такие как Libra от Azimut Hotels.
Москва также пополняется новыми гостиничными объектами высокого уровня. В I квартале 2024 года открылся люксовый отель Stella di Mosca на 65 номеров, а до конца года ожидается ввод еще одного отеля высокого класса — Maidens Hotel Moscow на 118 номеров. Также в течение года были открыты DoubleTree Moscow Arbat, Cosmos Smart Semenovskaya и Glenver Garden.
Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate, отмечает: «Изменения в экономике сильно повлияли на гостиничный рынок, но он успешно адаптируется. Несмотря на рост цен, отели высокого класса сохраняют спрос, а их загрузка продолжает увеличиваться».