Международная консалтинговая компания Knight Frank анализирует показатели замедления экономической активности и скорость возвращения городов к привычной жизни на основе данных отчета Google Mobility Community COVID-19[1]. По состоянию на 16 апреля, за три недели наибольшее снижение посещаемости объектов торговли и развлечений произошло в самых пострадавших от пандемии городах, в частности в Мадриде, Милане и Париже показатель упал на 87-94%. В России с 20 по 26 апреля расходы населения на кафе/бары/рестораны, развлечения и спорт сократились на 64,6%, 68,8% и 75% соответственно.
- Умеренным стало снижение посещаемости торговых и рекреационных объектов в Вене (с -85% до -80%) и Праге (с -77% до -73%).
- За три недели по 16 апреля самый существенных скачок мобильности произошел в Сингапуре, который недавно ввел более жесткие условия карантина, поэтому посещаемость в розничной и рекреационной сфере изменилась с -28% до -61%.
- В ОАЭ, где недавно установили 24-часовой режим самоизоляции в Дубае и ночной комендантский час в Абу-Даби, показатели изменились с -55% до -64%.
- На данный момент отследить аналогичную статистику по Москве может только индекс самоизоляции «Яндекса», который в столице колеблется от 2,6 до 3,2. Это говорит о действительно низком уровне мобильности населения, скорее всего, большую часть формируют те, кто может посещать работу, и курьеры.
- Что касается потребительской активности россиян, то она заметно снизилась в сравнении с аналогичными показателями прошлого года. Ожидаемо, что менее всего население сейчас заинтересовано в услугах, связанных с перемещением. Так, за период с 20 по 26 апреля на 93,5% упали продажи авиабилетов, на 89% – услуги туроператоров и на 87,2% – отелей. Относительно активного досуга также наблюдается снижение интереса, в большей степени на спорт (-75%), развлечения (-68,8%), кафе и рестораны (-64,6%).
Изменение расходов по ключевым направлениям трат в реальном выражении, % относительно сопоставимой недели 2019 г.*
|
06.04-12.04 |
13.04-19.04 |
20.04-26.04 |
---|---|---|---|
Авиабилеты |
-91,60% |
-89,20% |
-93,50% |
Турагентства |
-97,20% |
-95,60% |
-89,00% |
Отели |
-87,10% |
-87,70% |
-87,20% |
Ювелирные изделия |
-94,30% |
-88,40% |
-86,90% |
Салоны красоты |
-92,60% |
-83,00% |
-79,60% |
Одежда, обувь и аксессуары |
-92,20% |
-89,50% |
-76,60% |
Спорт |
-91,10% |
-88,20% |
-75,00% |
Развлечения |
-74,10% |
-73,50% |
-68,80% |
Кафе/Бары/Рестораны |
-70,70% |
-71,00% |
-64,60% |
Товары для красоты и здоровья |
-74,80% |
-70,70% |
-49,30% |
Телекоммуникационные услуги |
-11,40% |
-22,70% |
-46,70% |
Цветы и подарки |
-62,00% |
-50,30% |
-46,50% |
Хобби и увлечения |
-45,50% |
-36,50% |
-23,50% |
Книги/Музыка/Фото/Видео |
-55,90% |
-40,40% |
-18,80% |
Мебель и предметы интерьера |
-67,80% |
-59,40% |
-15,90% |
Товары для строительства и ремонта/DIY |
0,00% |
-2,80% |
-15,30% |
Лекарства и медицинские товары |
-3,80% |
-5,20% |
-3,40% |
Продуктовые магазины |
11,80% |
14,80% |
-1,00% |
Телекоммуникационное оборудование |
38,50% |
44,20% |
15,40% |
Винные магазины |
31,10% |
34,20% |
15,70% |
Цифровые товары |
12,50% |
5,50% |
20,90% |
Бытовая техника и электроника |
-41,80% |
-34,60% |
21,90% |
Универсальные магазины |
-18,30% |
12,50% |
66,80% |
Источник: Сбербанк
Методология: LFL (Like for like), т.е. сравниваются значения за одинаковый период времени (год к году или неделя к неделе).
*ранжировано по значениям на 20.04-26.04
Евгения Хакбердиева, директор департамент торговой недвижимости Knight Frank, отмечает: «Пандемия COVID-19 охватила большинство стран мира, и во многих из них для борьбы с вирусом были выбраны жесткие карантинные меры, как и в России. Именно поэтому те показатели, которые мы наблюдаем в Европе и Китае, очень сильно перекликаются с трендами в России сегодня. Для нас важно понимать положение в тех странах, где карантин начался раньше и уже закончился или в них происходит постепенное смягчение карантинных мер, поскольку это позволяет нам строить прогнозы по выходу из карантина, темпам восстановления спроса и экономики».
Источник: Knight Frank
По мере того, как страны и города начнут вновь открывать предприятия, показатель мобильности станет ключевым индикатором того, насколько быстро население будет возвращаться в торговые и развлекательные заведения. Однако для полного исследования мировой мобильности необходимы также данные об изменениях в перелетах.
Учитывая ограничения на поездки во многих странах, количество рейсов по расписанию и отслеживаемых рейсов резко сократилось за неделю, заканчивающуюся 16 апреля, по сравнению с неделей ранее.
В Токио и Лос-Анджелесе число вылетов упало ощутимее прочих: в среднем 246 и 229 ежедневных рейсов соответственно – на 131 и 82 меньше, чем на предыдущей неделе. Тем временем, в Шанхае и Сеуле значения за неделю выросли до 196 и 74 соответственно (однако для Сеула это все еще на треть ниже, чем количество рейсов месяц назад).
Источник: Knight Frank, Flightadar24 AB
[1] Отчет Google о мобильности населения в период COVID-19 показывает, как изменились посещаемость и время, проведенное в торговых и рекреационных объектах по сравнению с базовым уровнем. Базовый уровень – это среднее значение для соответствующего дня недели в течение 5-недельного периода с 3 января по 6 февраля 2020 года.