Ритейл семи столиц: фокус на Азию

В сравнении с крупнейшими азиатскими столицами, по объему качественных торговых площадей Москва сопоставима с Сингапуром, которому, при этом, более чем в два раза уступает с показателем обеспеченности населения торговыми площадями, а по уровню вакансии превосходит Пекин лишь на 1,7%.

На фоне активного замещения ушедших из России международных брендов и растущего интереса азиатских марок к российскому рынку аналитики IBC Real Estate проанализировали крупнейшие страны Азии и выяснили объем качественных торговых площадей и долю вакантных площадей в столицах. В мониторинг вошли столицы шести развитых, с точки зрения ритейла, стран: Пекин в Китае, Нью-Дели в Индии, Бангкок в Таиланде, Куала-Лумпур в Малайзии, Джакарта в Индонезии и одноименная столица Сингапура.

Результаты исследования показали, что по объему качественных торговых площадей Москва занимает второе место, уступая только Пекину, который превосходит показатель российской столицы более чем в 2 раза — на 56%, т.е. 6,5 млн кв. м в Москве против 14,8 млн кв. м в Пекине. При этом по состоянию на конец 2023 года численность населения Пекина составила 21,7 млн человек, превысив на 40% показатель Москвы 13 млн человек. Таким образом, разница по обеспеченности жителей этих двух столиц качественными торговыми площадями составляет 28%: в Пекине — 682 кв. м/ 1 тыс. жителей, в Москве — 493 кв. м/ 1 тыс. жителей.

Примечательно, что самый большой торговый центр Китая расположен не в Пекине, а в городе Дунгуань — это South China Mall, арендопригодная площадь которого составляет 660 тыс. кв. м. В Пекине самым большим ТЦ является Golden Resource Mall, или как его называют «Великая китайская торговая стена, арендопригодной площадью 560 тыс. кв. м. Для сравнения, самый большой ТЦ Москвы — Авиапарк с арендопригодной площадью 230 тыс. кв. м почти на 60% меньше.

Среди других стран, вошедших в исследование, самым близким по значениям к Москве оказался Сингапур, где объем торговых площадей ниже всего на 4%. Остальные азиатские столицы уступают Москве, как минимум, на 30%.

 

Рейтинг столиц по объему торговых площадей, доле вакантных площадей и обеспеченности населения торговыми площадями

Столица

Объем торговых площадей, млн кв. м

Обеспеченность населения торговыми площадями,

кв. м./ 1 тыс.

Доля вакантных площадей, %

1.

Пекин

14,8

682

10,3%

2.

Москва

6,5

493

12%

3.

Сингапур

6,2

1 019

7,2%

4.

Куала-Лумпур

5

580

18,7%

5.

Джакарта

4,7

418

21,4%

6.

Нью-Дели

2,5

76

15,6%

7.

Бангкок

0,9

81

3,1%

Источник: IBC Real Estate

 

Наибольшая доля вакантных площадей в Азии наблюдается в столицах Индонезии и Малайзии — Джакарте и Куала-Лумпуре (21,4% и 18,7% соответственно). Уровень вакансии в Джакарте в четвертом квартале 2023 года снизился на 1,2 п.п. по сравнению с прошлым годом, что вызвано отсутствием нового строительства и высоким покупательским трафиком, однако вакансия там по-прежнему остается высокой — 21,4%. Высокий показатель вакансии также в торговых центрах Куала-Лумпура, что обусловлено ростом стоимости жизни, растущей инфляцией и медленным ростом заработной платы. В Бангкоке — столице Таиланда, напротив, зафиксирован рекордно низкий показатель за последние 5 лет — доля вакантных площадей в четвертом квартале 2023 года составила 3,1%, что связано с повышением покупательской способности населения на фоне падения цен на топливо и ростом туристического потока.

Объем ввода новых торговых площадей в Москве, по итогам 2023 года, составил 55 тыс. кв. м, что ниже показателя прошлого года на 50%. Самым крупным объектом, введенным в эксплуатацию в 2023 году, стал ТЦ Митино Парк арендопригодной площадью 27 тыс. кв. м. Несмотря на низкие темпы ввода новых торговых объектов, столица России по-прежнему обладает хорошим потенциалом с точки зрения покупательской способности и широким пулом качественных ТЦ, которые продолжают функционировать, запускать альтернативные форматы для повышения покупательского трафика, привлекать новые локальные и международные бренды. База уже существующих ТЦ в Москве, как показывает исследование, способно успешно конкурировать с другими азиатскими столицами. С появлением новых имен на российском рынке и развитием существующих брендов, хорошо знакомых аудитории, доля приостановленных магазинов в Москве по итогам 2023 года составила менее 1%, а вакансия не превысила уровень июля 2023 года — 12%.

«На фоне переориентации бизнеса в сторону азиатских стран мы посчитали важным проанализировать именно эти рынки. Так, мы убедились в конкурентоспособности и привлекательности Москвы для международных инвесторов и, в частности, для ритейлеров. Несмотря на то, что в 2023 году мы увидели рекордно низкие показатели нового строительства, существующий фонд ТЦ столицы продолжает функционировать и набирать обороты после череды кризисов. В результате ухода из России многих международных брендов доля пустующих площадей составила 12%, что способствует дальнейшей экспансии азиатских ритейлеров на российском рынке», — комментирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости