Эксперты компании KNRU — ведущей брокерской компании на рынке коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга — проанализировали количество предприятий, работающих в сегменте «вредного» ретейла — вейп шопы, табачные изделия, алкомаркеты и фаст фуд. По итогам исследования количество подобных заведений в городе и ближайших пригородах выросло.
В октябре 2023 года в Санкт-Петербурге и ближайших пригородах работает 12,2 тыс. точек, которые можно отнести к сегменту «вредного» ретейла (вейп шопы, табачные изделия, алкомаркеты и фаст фуд). С апреля нынешнего года количество подобных предприятий в Северной столице выросло на 750 точек. В процентном отношении рост составил 6,52%. Так, в апреле этот список насчитывал 11,4 тыс. точек.
Наиболее широко в Санкт-Петербурге и пригородах представлен сегмент фаст фуда. В этой категории работает 4,2 тыс. предприятий. С апреля количество точек увеличилось на 5,4% или на 217 единиц.
Второй категорией по количеству точек сейчас являются алкомаркеты. Здесь работает 2,8 тыс. точек. С весны этого года количество подобных предприятий увеличилось на 5,8% или на 157 точек.
Вейп шопы сейчас насчитывают в Петербурге и ближайших пригородах 2,6 тыс. точек. С апреля количество точек выросло на 9,4% или на 228 магазинов. Этот сегмент показал самый значительный рост с апреля по октябрь 2023 года.
В сегменте магазинов, которые продают табачные изделия, сейчас работает 2,4 точек. С апреля их число выросло на 6,4%.
Полина Фиофилова, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU:
— Табачные магазины, алкомаркеты и точки быстрого питания (фастфуд) давно стали узнаваемой частью городской инфраструктуры у метро, в новых жилых комплексах и других активных точках города. Эта комбинация заведений стала своеобразным стандартом для торговой недвижимости.
В частности, сегодня на рынке наблюдается активное развитие магазинов, продаваемых вейп-продукты. Именно такие небольшие магазины, часто площадью 15–20 м², становятся наиболее желанными арендаторами, предлагая собственникам высокую ставку за квадратный метр. Конечно, законодательство в этой сфере периодически меняется, особенно в отношении рекламы, но пока этот сегмент продолжает своё массовое развитие.
Что касается фастфуда, то независимо от формата (будь то крупные сети или маленькие кофейни и шаверменные) этот сектор продолжает расти. Однако стоит учесть, что не каждое помещение подходит для быстрого питания. Существуют определённые технические требования, такие как наличие вытяжек или канализационных систем, особенно в старых зданиях. Кроме того, не все собственники готовы сдавать свои помещения под фастфуд из-за стереотипов о низком соответствии санитарным нормам или возможном мусоре и запахах.