Вакансия в торговых центрах Санкт-Петербурга выросла в первом полугодии. Причины понятны и очевидны. Среди них стоит выделить последствия санкций, уход западных сетей и пандемийных ограничений. Эксперты рынка коммерческой недвижимости города Полина Фиофилова рассказала о перспективах рынка.
Полина Фиофилова, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU:
– Большая часть зарубежных сетей остаются закрытыми. Среди таких выделю Mango, магазины, входящие в Inditex, ряд спортивных ритейлеров. При этом по-прежнему приходят новости об уходе некоторых брендов. Например, сегодня стало известно, что из России уходит Lego. Также вчера стало известно о том, что Sephora продаёт 88 магазинов «Иль де Ботэ» своим российскийским акционерам. Таким образом, говорить, что все ушли и всё плохо нельзя.
Если говорить об открытиях, то многие точки начали работать благодаря продаже бизнеса. Это касается таких брендов как Reserved, Mohito, Sinsay и ряда других.
Среди тех стран, которые рассматривают возможности выйти на российский рынок, стоит выделить Турцию и Китай.
Если говорить о том, упал ли спрос на помещения в торговых центрах, то, безусловно, упал из-за того, что многие якорные арендаторы стоят закрытыми. В связи с этим снизился трафик, есть общение непонимание концепции, есть проблемы с кинотеатрами, которые были точками притяжения. Кроме того, остаются проблемы, которые начались ещё в пандемию.
Ситуация в торговых центрах будет развиваться вместе с заявлениями компаниями о возвращениях, либо об уходе. Например, мы ждём решения по Индитекс, которые занимали большие площади в ТЦ, поэтому заменить их быстро не получится. Если они примут решение остаться, то ситуация изменится не так сильно, а вот если уйдут, то торговым комплексам уже сейчас нужно думать о том, как решить эту задачу. Сейчас известно, что временной точкой для решения о своём будущем компании должны принять до сентября. В связи с этим план Б у торговых центров должен быть готов к осени.
Также в случае ухода вакансия в ТЦ вырастет, но при этом ждать закрытия торговых центров не стоит. Даже ТК «Мега», которая потеряла Икею, уже сейчас ведёт переговоры с Hoff и, очевидно, что место ушедшего шведского гиганта пустовать не будет. При этом реконцепция ждёт некоторые комплексы.
Если говорить по строительству новых ТЦ, то, по нашему мнению, ввод комплекса Голливуд, который возводится на Коломяжском проспекте, будет перенесён с конца этого года на более поздний срок.
Актуальным трендом можно назвать фудхоллы, которые будут занимать освобождающиеся площади в торговых центрах. Таким образом, основными триггерами для посещения торговых комплексов будут шопинг и еда. Кроме того, возможно, кто-то попробуем разместить коворкинги, но другой вопрос будут ли эти предприятия платить ставки аналогичные фэшн-ритейлерам.