В Москве отмечено значительное снижение доли вакантных площадей в торговых центрах. По данным IBC Real Estate, к июлю 2024 года этот показатель достиг 8%, что является уровнем, зафиксированным до пандемии COVID-19. Это снижение произошло благодаря активной аренде торговых площадей, а также успешной замене иностранных брендов российскими и новыми международными игроками.
Снижение вакансионности: ключевые факты
В течение года доля вакантных площадей в столичных ТЦ сократилась с 12% до 8%, достигнув показателей 2019 года. Одним из ключевых факторов стало закрытие сделки по аренде более 400 тыс. кв. м, ранее занимаемых ИКЕА в ТЦ МЕГА, после того как компания изменила целевое использование этих площадей. Вакансионность в ключевых ТЦ Москвы упала до 5% с 14% на пике в летний период 2023 года.
Динамика доли реальных и потенциальных вакантных площадей в ТЦ Москвы, 2019-2024 гг., %
В сегменте «прайм» (эксклюзивные объекты с высокими арендными ставками) вакансия сократилась на 3 п.п. до 3%. В 2023-2024 годах 14 новых международных брендов открыли в прайм-ТЦ 21 магазин, что стало значимым вкладом в снижение вакансионности.
Особенности и динамика новых и стабилизированных ТЦ
В новых ТЦ доля вакантных площадей снизилась на 5 п.п. до 23%, приближаясь к уровню конца 2020 года. Это снижение обусловлено низкими темпами нового строительства и активной экспансией российских ритейлеров. В стабилизированных ТЦ вакансия составила 9%, что соответствует уровню до пандемии, несмотря на неравномерное распределение, с диапазоном от 0% до 70%.
Динамика доли вакантных площадей по типам ТЦ Москвы, 2022–2024 гг., %
Влияние на рынок
Спрос на торговые площади поддерживается повышением потребительских настроений и улучшением экономических показателей. Оборот розничной торговли в январе-мае 2024 года составил 21 трлн рублей (+9% г/г), уровень безработицы достиг исторического минимума в менее 3%, а рост реальной заработной платы составил 13%. Аналитики прогнозируют, что до конца 2024 года доля вакантных площадей может снизиться до 7%.
Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate, отмечает: «Торговые центры Москвы успешно адаптировались к изменениям рынка. Бренды продолжают изменять свои концепции, а новые международные компании осваиваются на российском рынке. Таким образом, сегмент торговой недвижимости Москвы демонстрирует устойчивый рост и успешную адаптацию к современным реалиям».