В 2021 году число закрытий точек стрит-ретейла в Москве сократилось на 40%

По данным аналитиков международной консалтинговой компании Knight Frank, в 2021 году число открытий на рынке стрит-ретейла Москвы[1] составило 571, что на 2,7% больше, чем закрытий за год. Число закрытий сократилось за год на 40,7% и составило 556 (против 937 закрытий в 2020 году). Операторы общественного питания традиционно занимают лидирующее положение в структуре как открытых, так и закрытых арендаторов – в 2021 году число открытий данного профиля составило 246 (+18,8% выше прошлогодних показателей), число закрытий снизилось до 173 (-32,7% за год), что говорит о желании рестораторов развивать новые гастропроекты. В среднем по городу доля вакантных площадей составила 14,9% по итогам 2021 года, сократившись на 0,1 п. п. за год и на 1,7 п. п. за полгода, однако показатель еще не достиг допандемийных значений в 9%.

В 2021 году было открыто 571 новых точек стрит-ретейла, что на 2,7% превышает количество закрытий. Также стоит отметить, что в целом за год число закрытий сократилось на 40,7% и составило 556 (против 937 закрытий в 2020 году). В 2021 году операторы общественного питания традиционно занимают лидирующее положение в структуре как открытых, так и закрытых арендаторов в анализируемых коридорах. Число открытий составило 246 (+18,8% выше прошлогодних показателей), число закрытий снизилось 173 (-32,7% за год). Это свидетельствует об адаптации операторов общественного питания к изменившимся условиями спроса на рынке со стороны клиентов, а также о взаимовыгодных договоренностях с собственниками помещений.

Стоит отметить, что осенний-зимний период (сентябрь-декабрь) был насыщенным для ресторанной жизни Москвы, во многом благодаря снятию ограничений, влияющих на стационарную деятельность ресторанов и кафе, а также долгожданному появлению Гида MICHELIN, что повлияло на стремительное развитие гастрономической культуры в России в целом.

По итогам 2021 года ввиду серьезных ограничительных мер уровень вакантных помещений формата стрит-ретейл практически на всех торговых коридорах Москвы остается на высоком уровне. В среднем по городу доля свободных площадей составила 14,9%, сократившись на 0,1 п. п. за год и на 1,7 п. п. за полгода, однако показатель еще не достиг допандемийных значений в 9%.

Больше всего пострадали пешеходные и транспортно-пешеходные улицы, на которых был сосредоточен туристический и бизнес-трафик, а профиль арендаторов был преимущественно представлен предприятиями общепита и магазинами непродовольственных товаров (одежда, обувь, аксессуары и прочее).

В среднем по исследуемым торговым коридорам ротация составила 5,4%, что на 3,5 п. п. меньше аналогичного показателя 2020 года. Снижение ротации в первую очередь связано с плавной стабилизацией рынка (арендаторы и арендодатели выстроили отлаженную систему коммерческих условий – антиковидные оговорки, скидки, пересмотр индексации и арендных каникул), с уменьшением количества качественного предложения на рынке и снижением числа закрытий.

Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла компании Knight Frank: «2021 год для стрит-ретейла Москвы стал удачным, несмотря на вводимые ограничения в течение года (QR-коды, ограниченная бизнес-деятельность многих профильных арендаторов и другие меры). Игроки рынка справились со сложностями, наработали бесценный опыт и повысили эффективность коммуникаций путем создания структурированной системы взаимодействия собственников помещений с арендаторами и посетителями. Партнерские отношения и компромиссный способ решения непредвиденных ситуаций привели к плавному восстановлению после рокового для рынка 2020 года. В частности, в Москве успешно развивались рестораны, что доказывало открытие из месяца в месяц в среднем по 15 заведений. Помещения в удачных “ресторанных” локациях сейчас достаточно сложно найти, и есть вероятность, что однажды мы можем столкнуться с дефицитом помещений такого плана».

[1] Специалисты компании Knight Frank выделяют три категории расположения помещений формата стрит-ретейл:

  • на пешеходных улицах с интенсивным пешеходным движением;
  • на центральных торговых коридорах с транспортно-пешеходным движением;
  • на магистральных улицах.

В исследовании подробно рассмотрена ситуация на каждом субрынке.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости