Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank отмечают, что по итогам 2021 года на российский рынок вышло 15 новых международных брендов, +15,4% относительно показателя в 2020 году (13 ретейлеров). Половина новых брендов представлена профилями «парфюмерия и косметика» и «одежда, обувь, белье». В отношении ценового позиционирования отмечено, что по итогам 2021 года доля сегмента среднего/премиум оказалась значительно выше предыдущих годов – 79%, тогда как доля среднего/ниже среднего оказалась минимальной за последние 10 лет и составила всего 21%.
Международные бренды, которые ранее работали на российском рынке онлайн или в розничных магазинах крупных сетевых игроков, сейчас стали активно выходить на рынок, открывая свои собственные офлайн-точки. Магазин английского бьюти-бренда премиум-класса Elemis открыл первый магазин в Москве в ТРЦ «Авиапарк», а спортивный бренд NEBBIA (Словакия) открыл точку в России на площадях ТРЦ «Мега Дыбенко» в Санкт-Петербурге.
Шесть из 15 брендов открыли свои первые магазины в торговых центрах, пять операторов выбрали для размещения формат корнеров и поп-ап в ЦУМе и ТЦ «Метрополис», три ретейлера предпочли помещения стрит-ретейла, один – bigbox.
Динамика выхода международных операторов на российский рынок, шт.
Источник: Knight Frank Research, 2021
Международные операторы, вышедшие на российский рынок в 2021 г.
№ |
Бренд |
Страна происхождения |
Профиль |
Ценовой сегмент |
1 |
Shikkosa |
Италия |
Одежда/Обувь/Белье |
Выше среднего |
2 |
Ecco Kids |
Дания |
Товары для детей |
Выше среднего |
3 |
Zara Beauty |
Испания |
Парфюмерия и косметика |
Средний |
4 |
Byredo |
Швеция |
Парфюмерия и косметика |
Выше среднего |
5 |
The Frankie Shop |
США |
Одежда/Обувь/Белье |
Премиальный |
6 |
Bernadette |
Бельгия |
Одежда/Обувь/Белье |
Премиальный |
7 |
Fashion Baby |
Франция |
Одежда/Обувь/Белье |
Премиальный |
8 |
«7745 Все для стройки» |
Республика Беларусь |
DIY |
Ниже среднего |
9 |
Guess Activewear |
США |
Одежда/Обувь/Белье |
Выше среднего |
10 |
Valentino Beauty |
Италия |
Парфюмерия и косметика |
Премиальный |
11 |
Dior Beauty |
Франция |
Парфюмерия и косметика |
Премиальный |
12 |
Arket |
Швеция |
Одежда/Обувь/Белье |
Средний |
13 |
Elemis |
Англия |
Парфюмерия и косметика |
Премиальный |
14 |
NEBBIA |
Словакия |
Спортивная одежда |
Выше среднего |
15 |
Little Caesars |
США |
F&B |
Ниже среднего |
Источник: Knight Frank Research, 2021
Структура брендов, вышедших на российский рынок, по ценовому сегменту
Источник: Knight Frank Research, 2021
О выходе на российский рынок объявила сеть ресторанов из Белоруссии «Васильки», которая планирует открыть порядка 100 заведений в РФ. Первыми появятся три ресторана в московском регионе, средняя площадь ресторанов планируется от 330 до 450 кв. м. Также американский бренд спортивной одежды Under Armour планирует возобновить работу в России в 2023 году.
В свою очередь, о своем уходе с российского рынка сообщили несколько брендов – французская сеть магазинов одежды Kiabi и сеть продуктовых магазинов Billa. Также в 2021 году были закрыты все магазины американской сети магазинов косметики и парфюмерии Bath & Body Works.
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank: «Начиная с 2014 года интерес к российскому рынку со стороны международных ретейлеров снизился, и текущий внешнеполитический фон не улучшает привлекательность России для новых открытий. Однако мы уверены, что после стабилизации внешних факторов и окончания пандемии последует рост интереса к российскому рынку, и мы будем фиксировать более громкие и системные выводы новых международных брендов. Уже сейчас мы видим, что для многих международных ретейлеров, представленных на отечественном рынке, он стал стратегической площадкой в период пандемии. Менее жесткие ограничительные меры в сравнении с Западом и более высокая лояльность потребителей к традиционному шопингу, позволили магазинам в России показать хорошие финансовые результаты относительно других стран. Такая адаптивность российского рынка и высокая активность потребителей стимулирует международные бренды смотреть на него с большим энтузиазмом и выводить новые бренды и форматы».