Алексей Цацулин, генеральный директор «ПиР-Логистика», дал эксклюзивное интервью Ырысбеку Ташбаеву, директору по развитию Отраслевого портала "Логистика" - logistics.ru.
- Как давно Вы работаете в логистической отрасли? Как пришли в эту сферу?
Мой путь в логистику был долгим. Хорошо изучив продажи и дистрибуцию FMCG международных брендов, в 2003 году я решил усложнить себе жизнь и заняться более «длинными» продажами в В2В. Работа в Национальной Логистической компании требовала полного «погружения в тему», потому что разговаривать с клиентами ведущего логистического провайдера можно было только на одном с ними языке, досконально зная предмет. Пришлось учиться на ходу, закрепляя книжные знания живой логистической практикой от многих компаний различных секторов бизнеса. После нескольких лет «внешней» логистики я перешел во «внутреннюю».
- Как Вы считаете, каковы особенности работы в логистической сфере?
Работа логиста (если это – Логист) подразумевает не только стандартное управление материальными потоками («доставить нужное количество в нужное место в нужное время с нужным качеством и оптимальными затратами»). Необходимо понимание как общего бизнеса компании и функций всех основных подразделений, таких как маркетинг, финансы, продажи, так и внешних экономических факторов. Нужно видеть всю картину целиком, уметь увязать между собой несвязанные, казалось бы, на первый взгляд события и понимать возможное их влияние на цепочку поставок. К примеру, запрет Роспотребнадзора на импорт некоторых продуктов питания может повлиять на объемы других производителей в портфеле компании. Это, в свою очередь, может повлечь изменение географии дистрибуции, планов по региональному развитию и, соответственно, изменение объемов хранения/операций на различных складах.
С другой стороны, предложение логиста по внедрению концепции управления запасами VMI (Vendor Managed Inventory — запасы, управляемые поставщиком) может коренным образом изменить политику продаж и значительно улучшить финансовый результат компании.
- Как Вы считаете, каких услуг сегодня не хватает на рынке?
Это интересный вопрос. Любое предложение на рынке можно оценить как с позиции количества, так и качества. С количеством услуг последние годы проблем стало намного меньше. Спрос, как известно, рождает предложение, и практически любое звено цепочки поставок сегодня можно передать на аутсорсинг.
Другое дело, что далеко не все компании готовы отдать стороннему провайдеру свою кровную, привычную и наработанную годами «головную боль». Примеры передовой западной логистики, сплошь и рядом переданной на аутсорсинг, большого впечатления не производят. И дело тут не только в российском менталитете - пересаживаемся же мы с изделий родного автопрома на импортную продукцию. Дело то в том, что при всем богатстве выбора, качественных услуг по адекватной цене, по-прежнему, не хватает. Вот и побаиваются компании получить вместо головной боли сердечный приступ, остановив свой выбор «не на том» операторе.
- Какой Вы видите логистическую отрасль через 5 лет?
Продолжая тему предыдущего вопроса, отмечу, что рынок продолжает развиваться. Конкуренция растет, логистика «обрастает» качественной инфраструктурой – современными складами, техникой, транспортом, ИТ-решениями. Больше становится и специалистов, получивших базовое профильное образование. Уверен, что неизбежно повысится общий уровень профессионализма и качества услуг, провайдеры увеличат горизонт планирования и начнут выстраивать долгосрочные отношения, выступая реальными бизнес-партнерами своих клиентов.
- Давно ли Вы пришли в компанию и в чем специфика работы «ПиР- Логистики»?
В компанию «ПиР Продукт» я пришел не так давно - в 2012 году. В это время «ПиР- Логистика» переживала бурный рост, который продолжается и сейчас. Компания была создана, в первую очередь, для обеспечения логистики Торгового дома «ПиР» - одного из ведущих российских дистрибуторов продуктов молочной группы. Это и обусловило специфику работы – строгое соблюдение температурного режима среднего холода (+2…+6 СО) по всей цепочке «Производитель-Магазин» и широчайшую адресную базу поставок – еженедельно по определенному графику (диспосхеме) товар доставляется в почти 4 000 розничных магазинов федерального, регионального и местного уровней (федеральных и региональных розничных сетей) от Пскова до Иркутска и от Мурманска до Сочи.
- С какими продуктами работает компания?
«ПиР-Логистика» занимается доставкой широкого спектра продуктов, требующих транспортировки в режиме среднего холода - продуктов молочной группы (сыры, йогурты), а также мясных деликатесов и колбас, рыбы и морепродуктов.
- Кто является клиентом компании и какие сервисы предоставляет компания?
Помимо внутренних клиентов Группы «ПиР», «ПиР-Логистика» оказывает услуги по складскому хранению, обработке и/или дистрибуции в режиме среднего холода ведущим российским и европейским компаниям-производителям продуктов питания.
Наша компания также предлагает полный спектр складских услуг – штучную и весовую комплектацию заказов, взвешивание и перемаркировку для различных розничных сетей, кросс-докинг, еженедельную доставку, а также быстрый возврат товаро-сопроводительной документации.
Среди наших клиентов доставки – федеральные и региональные торговые сети, такие как Ашан, Metro C&C, O’Кей, Real, Spar, Дикси, Магнит, Виктория, Квартал, Пятерочка, Перекресток, Billa, Азбука Вкуса и другие.
- В чем уникальность предложения «ПиР-Логистики»?
Услуги, которые оказывает «ПиР-Логистика» нельзя назвать уникальными. Что необычного в штучном и весовом подборе товара? Что нового в доставке сборных грузов в розничные точки? А в возврате документов? С одной стороны, ничего.
Но дело тут не в нюансах, а в подходе. Мы не ставим перед собой краткосрочных целей, скорее, наоборот – ради долгосрочного сотрудничества c клиентом мы готовы «заморозить» наши тарифы. Компания старается зарабатывать на развитии технологий и оптимизации затрат. Так, внедрение консолидированного заказа и кросс-докинга на региональных складах позволило увеличить оборот на 30% при тех же ресурсах. А клиенты получили минус один день в сроках доставки и возврат документов в течение недели.
- Какие ИТ-решения используются для эффективной работы компании?
Помимо ERP-системы «ПиР-Логистика» использует WMS - систему управления складом, а также собственную разработку – систему управления логистическими операциями (УЛО). УЛО – расширенный аналог транспортной системы, обладающий широким функционалом. Помимо свойственных TMS-системам учета транспортных операций, она включает модули ERP, CRM и обладает широкими возможностями по интеграции с любыми информационными системами заказчиков.
Еще один эффективный инструмент собственной разработки – «ReBarcoding», который используется для маркировки весовой продукции в соответствии с требованиями торговых сетей. Как известно, весовой товар не обладает стандартным уникальным штрих-кодом, и многим заказчикам необходимо перемаркировывать весовую продукцию штрих-кодом, который им предоставляет торговая сеть. Разработанный нами программно-аппаратный комплекс позволяет в кратчайшие сроки перемаркировать продукцию и одновременно отобрать ее по заказам грузополучателей, впоследствии консолидировав с оставшейся (не весовой) частью заказа. В комплекс входят весы, сканеры штрих-кода для разного вида продукции, принтеры этикеток для индивидуальной и групповой тары. Впоследствии данные о точных отвесах по заказам могут отправляться заказчику или в нашу систему подготовки товарно-сопроводительной документации, где имеются широкие настройки для создания и индивидуальной настройки печатных форм по требованиям сетевых клиентов.
- В чем особенность доставки в регионы и как выстроена работа с регионами в «ПиР-Логистике»?
Все клиентские заявки на доставку через электронный обмен данными попадают в УЛО. После подтверждения заявки клиент либо доставляет грузы на склад «ПиР- Логистики», либо мы их сами забираем на складе клиента. Одновременно происходит маршрутизация с учетом параметров даты и адреса доставки, веса и объема. Автоматически выбирается одна из двух основных схем доставки сборных грузов в регионы.
Первая – при малом количестве точек сдачи товара и достаточном объеме грузов формируется маршрут доставки одним транспортным средством. В первой точке сдачи товара машину встречает экспедитор, который сопровождает грузы до конца маршрута. Экспедитор отвечает за сдачу товара в торговые точки, правильное оформление товарно-сопроводительной документации и быстрый ее возврат в Москву. При наличии обратной загрузки машина «закольцовывается».
Вторая схема – через филиал. Все грузы доставляются на склад филиала, где в режиме кросс-докинга распределяются по мелкотоннажным машинам и в течение дня развозятся по местным торговым точкам в сопровождении региональных экспедиторов.
Отдельно хочу отметить нюанс доставки через филиалы для клиентов, находящихся на ответхранении у «ПиР-Логистики». Поступившие заказы консолидируются в один большой заказ, который доставляется на склад филиала, потом методом Pick-by-line по-заказно рассортировывается и развозится по точкам. Таким образом мы добились снижения потерь товарного вида и стоимости ресурсов.
Как мы знаем, Москва – это далеко не вся Россия, и у клиентов в регионах есть потребность в доставке и в другие города. Поэтому помимо маршрутов с Москвой, существует устойчивый, в соответствии с диспосхемой, прямой трафик между филиалами и торговыми точками в других регионах.
При этом важно отметить, что «ПиР-Логистика» обеспечивает температурный режим среднего холода по всей цепочке, включая все склады и все транспортные плечи.
- Какие задачи сегодня стоят перед Вами?
Основная задача остается прежней – повышение удовлетворенности и расширение количества наших клиентов. В долгосрочном периоде «ПиР-Логистика» должна сформировать надежные и долгосрочные партнерские взаимоотношения со всеми ключевыми производителями продуктов питания.
В краткосрочном периоде помимо сугубо утилитарных задач, таких, например, как переезд на новый современный склад или дальнейшее наращивание собственного рефрижераторного парка, есть ряд других интересных проектов. С помощью консалтинговой компании мы провели масштабный логистический аудит и наметили к внедрению несколько новых технологий, которые позволят оптимизировать операции и значительно ускорить цикл обработки заказов. Это крайне важно, принимая во внимание тенденцию увеличения доли продукции категории Fresh. Также перед нами стоит задача дальнейшей региональной экспансии - помимо имеющихся 8 филиалов мы планируем в ближайшее время открыть еще 4.
- Какие качества Вы цените в своих сотрудниках?
Прежде всего, я ценю ответственность и скорость принятия решения, так как в нашем бизнесе они являются основополагающими качествами. Кроме того, я считаю, что умение находить баланс между гибкостью и отстаиванием своего профессионального суждения дает возможность не только достигать договоренностей с клиентами, но и находить новые направления для развития компании.
- Считаете ли Вы необходимым наличие профильного образования?
Безусловно, это идеальная ситуация, когда человек получил профильное образование и работает по данному направлению много лет, но часто приходят специалисты, которые осознали, что логистика – это именно то, чем они бы хотели заниматься в дальнейшем и их опыт в других областях и более широкий кругозор позволяет взглянуть на имеющиеся проблемы как бы со стороны и предложить свежее решение.
- Ваши интересы помимо работы
Конечно, работа отнимает у меня почти все время, но я стараюсь проводить свободное время с семьей, а также много читаю. Кроме этого, я стараюсь несколько раз в неделю посещать тренажерный зал, а кроме того, люблю путешествовать.
Алексей Цацулин
- Возраст – 47 лет
- Образование: Рязанское высшее военное училище связи; курс EMBA бизнес-школы UFSIA университета г.Антверпен
- Семейное положение: женат.
Компания "ПиР-Логистика"
Логистическое направление в компании «ПиР» было образовано в 2004 году. Компания предлагает своим клиентам услуги по комплектации, хранению и доставке сборных грузов в режиме среднего холода сетевым розничным операторам по всей России.
«ПиР-Логистика» - это более 300 сотрудников, 8 региональных филиалов, более 10 000 кв. м. современных складских помещений, 3 900 точек доставки по России в неделю и более 60 000 тонн в год перевозимой продукции.