Аутсорсинг выходит на новый уровень. В чем различия между 1, 2, 3, 4 и 5PL-провайдерами

Разобраться в многовариантности логистического аутсорсинга и выбрать оптимальную для собственной компании стратегию - задача не из легких.

Аббревиатура 3PL расшифровывается как third party logistics, или логистика третьей стороны. Согласно этой концепции, историю развития логистики можно разделить на соответствующие этапы. "Логистика одной стороны" - 1PL - была характерна для периода 1970-1980 гг., когда компании решали свои логистические задачи собственными силами и с привлечением своих внутренних ресурсов. Примерно в то же время начали формироваться так называемые 2PL-провайдеры - компании, предлагающие своим клиентам логистический аутсорсинг в простейшем виде: транспортные услуги или несложные складские операции. 

Термин 3PL применяется для обозначения современной концепции покупки логистических услуг - когда клиенту предлагают комплексное обслуживание.

Термин формулируется с позиции клиента - сторона поставщика услуги является третьей, промежуточной и связующей между производителем и потребителем. Перенять у клиента логистические процессы и сервисы, предложить ему существенно сократить и даже отказаться от собственных логистических подразделений, поручить эти задачи внешним специалистам - такова суть логистического аутсорсинга на основе 3PL. Логистика третьей стороны представляет собой открытую систему предлагаемых сервисов для решения усложняющихся задач управления цепями поставок. В ряде случаев поставщики 3PL-услуг могут привлекать в проекты экспертов-управленцев и IT-интеграторов.

3PL-компании образовываются на основе складских операторов, транспортных и экспедиторских компаний, фирм-поставщиков программного обеспечения и служб экспресс-доставки. В последнее время наблюдается взаимопроникновение и слияние специализаций поставщиков отдельных услуг. Транспортные компании арендуют или строят собственные распределительные центры, складские операторы включают в перечень своих услуг перевозки, таможенные брокеры и экспедиторы предлагают услуги по доставке, хранению и комплектации товаров. Службы экспресс-доставки формируют многофункциональные логистические комплексы с едиными информационными потоками.

В последние годы в мире к портфелю логистических услуг добавилась концепция еще более комплексного аутсорсинга, получившая название 4PL. Возникнув в результате привлечения 3PL-провайдерами для решения задач большой сложности, сначала в качестве субподрядчиков, а затем и в качестве партнеров, консультантов-управленцев и IT-системных интеграторов, 4PL-компании выступают в роли интегратора цепи поставок. Таким образом, объединение клиента и 3PL-провайдера в структуру 4PL происходит на базе информационных и управленческих технологий. Концепция 4PL понимается как управление всеми логистическими операциями во всей цепочке поставок клиента единым поставщиком сервиса.

4PL - это интеграция всех компаний, вовлеченных в цепочки поставок. 4PL-провайдер решает задачи, связанные с управлением всеми логистическими процессами компании-клиента с учетом долгосрочных стратегических целей.
В последнее время формируется так называемая логистика пятой стороны - 5PL. Отличие этой услуги состоит в использовании сети Интернет как единой виртуальной платформы для решения логистических задач.

На практике же потребители продолжают работать с несколькими сторонними транспортными и логистическими компаниями, ссылаясь на то, что на рынке нет провайдеров, способных предоставлять одновременно все услуги логистики на высоком уровне.

На заметку

Функции 3PL-провайдера:
• Управление складированием и запасами
• Консолидация отправок
• Экспедирование
• Оформление платежей за перевозки
• Сопровождение грузов
• Услуги таможенного оформления
• Выбор (или разработка), поддержка и адаптация информационных систем
• Выбор перевозчиков
• Переговоры о тарифах
• Возврат товара
• Управление транспортировкой
• Переупаковка, маркировка
• Контрактное производство
• Управление выполнением заказов
• Обеспечение запчастями
• Консультационные услуги
• Снабжение материалами

Компании, предоставляющие полный комплекс логистических услуг появляются в результате эволюционного развития и (или) слияний.

3PL-провайдеры появляются и будут появляться путем расширения комплекса оказываемых услуг логистических компаний, а также в результате нарастающего прихода на рынок крупных иностранных игроков. 

Статус 3PL-провайдера подразумевает не только оказание транспортных и складских услуг, но и внедрение и активное применение WMS (warehouse management system) и TMS (transport management system), иными словами, ERP решений. А для этого требуются значительные финансовые вложения.

Кроме того, до сих пор актуальна задача преодоления разрыва в уровне развития между российскими столицами и регионами. Для того чтобы обеспечить клиентов требуемыми уровнями сервиса на всей территории России, необходимо, в том числе, иметь развитую сеть качественных складских помещений в регионах.
Еще сложнее обстоят дела с логистическим аутсорсингом на уровне 4PL. Дело в том, что этот вид услуг подразумевает уже не просто выполнение определенных заданных функций, но и интеграцию в бизнес-процессы компании-заказчика. А для этого необходима большая информационная и финансовая прозрачность, а также доверие участников процесса друг к другу. 

На первый взгляд может показаться, что сотрудничество с одним оператором, выполняющим все логистические функции сразу, удобно и выгодно для компании.

Однако практика показывает, что это утверждение справедливо далеко не всегда, а переход на полный аутсорсинг становится для многих компаний нелегким выбором. Помимо всего прочего сотрудничество с единственной компанией, которая занималась бы выполнением всех логистических функций, чревата потерей контроля клиентом над значительной частью собственных бизнес-процессов.

Таким образом, доверить всю логистику одному оператору означает складывать все яйца в одну корзину.

Практика показывает, что отдавать всю логистику в одни руки пока не стоит. Оптимальной можно считать партнерство с несколькими провайдерами. На практике так и происходит. Пока многие клиенты предпочитают работать с несколькими разными операторами и такую стратегию оправдывают необходимостью поддержания требуемого качества услуг. 

Пример клиента: "Мы пользуемся услугами сторонних операторов при доставке товара за пределы Петербурга, планируем в ближайшее время вынести на аутсорсинг часть складских функций. От идеи отдать всю логистику одному провайдеру мы отказались. На рынке нет компаний, которые могли бы выполнить все эти функции на должном уровне качества. Бывает, что транспортные компании предлагают в качестве дополнительных услуг складское обслуживание, но склад для них - не ключевая компетенция, качество услуги может пострадать".

Ырысбек Ташбаев Logistics.ru

По материалам статьи Татьяны Хрыловой, "Деловой Петербург", №100 (2422) от 06.06.2007 www.dpgazeta.ru

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости