Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) слабо повлияло на транспортно-логистическую отрасль страны. Более того, отсутствие каких-либо существенных перемен было ожидаемо, ведь нововведения, в основном, затрагивают крупных производителей, мы же работаем в сфере оказания услуг. Те сегменты, на которых могут отразиться изменения, это международные железнодорожные и морские перевозки. Если наши металлурги или аграрии, например, будут менее конкурентноспособны на зарубежных рынках из-за правил ВТО, то и возить их продукцию за рубеж нужно будет меньше. Но мы далеки от этих сегментов.
В настоящее время много говорится о том, что вступление в ВТО чревато массовым притоком крупных западных логистических компаний в Россию. Но и раньше им практически ничего не мешало это делать, так и сейчас ничего не изменилось. Все, кто хотели оказаться на российском рынке, уже давно здесь и заняли уверенные позиции.
Где действительно стоит ожидать позитивных перемен – это таможенная сфера. Работа российской таможни должна стать максимально приближенной к правилам таможенного оформления ВТО. В этих правилах, например, существует такой документ, как Immediate Release Guidelines. Этот документ описывает, как и с какой скоростью должны выпускаться различные типы отправлений и грузов. Согласно этому положению, например, документы нужно выпускать или предварительно, или в течение 2-4 часов по прилету в страну. То есть ставятся такие жёсткие временные рамки, которых в России нет сейчас, а также определяется список требований к документам для оформления. У нас этого нет ни на практике, ни в Таможенном кодексе. Если с контрактными грузами еще все более или менее ясно, то с экспресс-отправлениями, например, все очень запутано. Каждая таможня имеет свои правила и требования, что и приводит к непрозрачности работы с этой категорией товаров. Если таможня приведет свои процедуры в соответствие с требованиями ВТО, то, безусловно, это может стимулировать развитие отрасли дальше. Но процесс будет сложным и долгим, потому что придется менять Таможенный кодекс, который недавно уже был переработан в рамках создания Таможенного союза. Кроме того, необходимо будет вносить изменения в программное обеспечение, менять подходы к работе, выделять экспресс-грузы как отдельный сегмент товаров – объектов таможенного администрирования.
Николай Воинов, генеральный директор DPD в России