Существует несколько выгод от применения сменных кузовов для оптимизации логистики. Явная выгода - возможность загрузки сменного кузова в отсутствие автомобиля, что позволит повысить пропускную способность склада и увеличить оборачиваемость автотранспорта.
Вместе с тем не столь очевидна возможность оптимизации складской сети и уровня запасов при одновременном поддержании или даже повышении качества сервиса за счет применения технологии swap body.
Известно, что использование территориально распределенной складской сети приводит не только к росту издержек на содержание складов, но и к опережающему росту запасов, оцениваемому в соответствии с так называемым законом квадратного корня – страховой запас в складской сети увеличивается пропорционально квадратному корню из количества складов. Дополнительное звено логистической цепи в виде дополнительных складов также усугубляет негативное влияние эффекта кнута (эффект Форрестера), усложняющего планирование запасов. Именно из-за стремления сократить избыточные затраты, возникающие в территориально распределенной складской сети, можно говорить о тенденции в Западной Европе и США к централизации запасов, разумеется, при наличии такой возможности.
Технология swap body в этой ситуации является одним из решений, позволяющих без ущерба для качества сервиса по параметрам полноты и сроков исполнения заказов централизовать запасы за счет сокращения региональных складов. Более того, применение этой технологии для оптимизации складской сети является наиболее распространенным вариантом использования swap body в Западной Европе и в США помимо использования в интермодальных перевозках.
Эта технология постепенно находит своё развитие и в России. Так, в соответствии с пунктом 75 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. №746 развитие данной технологии включено в перечень мероприятий для софинансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Конечно же, swap body не является универсальным решением оптимизации складской сети. В каких-то случаях внедрение может дать очень хороший результат, а в каких-то случаях может оказаться просто не применимым. Также внедрение может потребовать дополнительных изменений логистики, например, апгрейда возможностей центрального склада. Отдельные примеры использования и общее описание технологии сменных кузовов можно посмотреть в pdf файле, приложенном к настоящей статье, который также можно запросить через кнопку «Получить презентацию» на сайте www.swapbody.biz. Через этот же сайт можно заказать аудит логистики для оценки целесообразности и потенциальных выгод от внедрения технологии сменных кузовов, построение модели применения и её тестирование с использованием реального оборудования.
Будучи пока ещё мало распространенной технологией в России, swap body даст новые преимущества внедрившим эту технологию компаниям.
Данияр Салаватулин