В рамках деловой программы международной промышленной выставке «Иннопром 2015» 9 июля 2015 года в Екатеринбурге состоялась панельная дискуссия «Логистика в торгово-промышленной кооперации на евроазиатском экономическом пространстве».
Инициаторами проведения выступили Комитет по логистике ТПП РФ и НО «Уральская логистическая ассоциация».
В ходе обсуждения эксперты логистической отрасли пытались определить резервы повышения производственной эффективности предприятий за счет инновационных логистических подходов. Анализ текущей экономической ситуации позволяет говорить о затяжном характере кризиса. По данным ТПП РФ, с начала 2015 года инвестиционный спрос в ряде отраслей экономики упал на 45-60%. Сложившееся положение вынуждает бизнес совместно с государственными структурами активизировать усилия по поиску внутренних резервов, разработке общих стратегий для обеспечения экономического роста региона. «Логистика как технология управления сегодня становится важнейшим инструментом для сокращения производственных издержек» - отметил модератор дискуссии - председатель Комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ Олег Дунаев. (интернет ссылка)
Рассматривая основные вопросы (интернет ссылку на программу на сайте) дискуссии Алекс Загускин, управляющий директор консалтинговой компании AZ LLC (США), экс вице-президент «Соллерс», «Русские машины» отметил, что для достижения экономического эффекта участники российского логистического рынка должны стремиться к выходу на международные стандарты оказания логистических услуг. Это позволит существенно облегчить процессы кооперации иностранных и российских предприятий.
Рольф Эпштайн, директор направления комплексных транспортных решений ООО «Сименс», высказал мнение, что важнейшим условием для выравнивания уровня работы логистических операторов является продвижение на российском рынке современных логистических технологий, повышения качества образования кадров в логистической отрасли. Эксперт отметил повышение уровня компетенций, особенно важно при проведении программы импортозамещения и локализации производства в РФ. Компании «Сименс» и «Уральские локомотивы» (г. Екатеринбург) планируют за пять лет повысить уровень локализации производства электропоездов Ласточка с 60 до 80 %.
Михаил Аненков, заместитель генерального директора по логистике ОАО «ТМК», поделился опытом организации производства в и управления в российском дивизионе холдинга «ТМК». В настоящее время ТМК самостоятельно выполняет управление цепями поставок, используя привлеченный транспорт. Такое положение объясняется отсутствием предложений со стороны логистических операторов по аутсорсингу всех логистических процессов предприятия. М.Аненков отметил, что готов обсуждать аутсорсинг некоторых звеньев логистических цепочек.
По мнению участников дискуссии, важнейшим фактором роста мировой экономики на современном этапе можно назвать тесную привязку производств к крупным портам. Уральский регион как крупнейший промышленный кластер находится в уязвимом положении вследствие равноценной удаленности от портов европейской и азиатской частей России. Тем не менее, выгодное расположение относительно трансевразийских транспортных коридоров, развитая транспортная инфраструктура, а также высокая концентрация производств представляют широкие возможности для развития экономики региона за счет инновационных подходов к управлению логистикой и создания уральской логистической платформы на основе сетевой кооперации.
Этот вопрос позволил исполнительному директору группы компаний FESCO Сергею Мухину рассказать о новациях, которые судоходная компания внедряет для повышения конкурентоспособности марщрута страны ЮВА – Дальний Восток (РФ) – страны ТС – Европа по отношению к трансокеанскому маршруту страны ЮВА-Европа-РФ. Создание интермодальной доставки контейнеров из стран ЮВА с использованием ускоренных контейнерных поездов на маршрутах соединяющих Владивосток с городами Новосибирск, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, позволяет планировать время перевозки и сократило сроки доставки контейнеров в среднем на 15 суток. Эта система может стать транспортной основой для обеспечения кооперации в рамках Евроазиатской логистической платформы.
Уральская логистическая платформа, как часть евроазиатской, может стать новой точкой роста для регионального бизнеса, а также способствовать минимизации кризисных явлений в экономике Уральского федерального округа. Как отметил первый вице-президент АО «ОТЛК» Ерхат Искалиев, логистика служит катализатором индустриальных процессов, что широко подтверждается мировым опытом. Учитывая географическую и экономическую специфику УрФО, наиболее эффективным подходом может стать консолидация грузов и организация стабильных грузопотоков. Такой подход компании, входящие в холдинг ОТЛК, успешно реализуют при отправке грузов из Китая и Казахстана. «ОТЛК – это универсальная платформа, на которой формируются логистические решения для бизнеса в зависимости от его специфики и потребностей, - подчеркнул Ерхат Искалиев. – Гибкость в разработке транспортных решений, активное использование мультимодальных сервисов, широкая география и пакет сервисов, интеграция бизнес-процессов дают мощный синергетический эффект».
Михаил Попов – генеральный директор «Логистической компании КИТ» отметил, что использование современных информационных технологий, интеграция информационных систем грузовладельца и перевозчика, выполнение перевозок по твердому расписанию создают устойчивую основу для развития рынка первозок консолидированных грузов. При этом компания успешно сочетает автомобильных и контейнерных вариант доставки грузов, что повышает ее конкурентоспособность. Эти мысли нашли живой отклик у других экспертов, а Рольф Эпштайн в заключительном слове отметил, что информатизация является залогом развития логистических компетенций.
К сожалению в отведенные 1,5 часа не удалось вместить всю информацию, которой эксперты были готовы поделиться с залом, поэтому живой отклик у участников нашло сообщение Алевтины Кирилловой , начальника Департамента реализации тарифной политики в области грузовых железнодорожных перевозок ОАО «РЖД», о стремлении к формированию гибких тарифов на железнодорожные перевозки, обеспечивающие сохранение конкурентоспособности российских производителей. Директор института экономики УрО РАН Александр Татаркин, подчеркнул, что показатели Уральского региона создают твердое основание для развития логистических компетенций и с ностальгией отметил, что необходимо вернуть доверительные отношения в бизнес, вспомнить традиции «купеческого слова» - это будет еще одним фактором успеха в торгово-промышленной кооперации.
В заключении дискуссии Олег Дунаев и Сергей Шавзис поблагодарили коллег за участие и пригласили на следующее мероприятие в рамках выставки «ИННОПРОМ 2016»
Справка:
Продолжительность дискуссии – 1,5 часа
Присутствовало – 210 участников, в том числе представителей:
- Промышленность – 31%
- Транспортно-экспедиторкие компании – 41%
- Судоходные компании – 3 %
- Наука – 5 %
- Торговые предприятия – 5%
- Иностранные компании, ассоциации – 3%
- Органы власти - 3%
- СМИ – 2%
- Прочие – 7%