Ежегодный рейтинг Agility Emerging Markets Logistics Index 2018 (Индекс изменения рынка логистики в странах с развивающейся экономикой) включает в себя исследование мнений 500 руководителей логистической отрасли о 50 ведущих развивающихся странах мира.
Среди основных показателей: размер рынка, экономическая сила, инфраструктура, транспортные связи и деловой климат.
Согласно результатам опроса почти 45% руководителей утверждают, что Brexit в значительной степени не затронет развивающиеся рынки. Более 25% респондентов говорят, что развивающиеся рынки ожидают роста, в данном случае выход Великобритании из ЕС рассматривается некоторыми в отрасли логистики как возможный катализатор для новых торговых соглашений между странами с формирующимся рынком Великобританией и ЕС. Только 12% руководителей отрасли считают, что Brexit наносит ущерб развивающимся рынкам.
Выводы представляют собой динамику колебаний настроений. Год назад 69% опрошенных руководителей заявили, что они обеспокоены тем, что британцы проголосовали за Brexit и развал региональных и глобальных торговых переговоров ознаменовалb выход из свободной торговли.
«Большее беспокойство год назад состояло в том, что голосование в Brexit и результаты выборов в США представляли собой стремление отступить от свободной торговли, и что противодействие торговле обратилось бы к странам с формирующимся рынком», - говорит Эсса Аль-Салах, генеральный директор Agility Global Integrated Логистика. «Эти проблемы ослабли, особенно когда речь идет о Brexit».
Основные заключения и показатели:
- В рейтинге индекса 50 стран Россия поднялась на три пункта до 7-го места после нескольких лет падения, которое было обусловлено низкими ценами на энергию, оттоком капитала и экономическими санкциями США. Экономика России стабилизировалась и продемонстрировала скромный рост в 2017 году после волны сокращения затрат на предприятиях, консолидации банковской отрасли и экономических реформ. Россия также выиграла от попыток Саудовской Аравии убедить крупных производителей нефти в удержании производства.
- Турция заняла 10 место в Индексе, несмотря на рост на 11% в третьем квартале 2017 года. Страна по-прежнему оправляется от последствий неудавшегося переворота в 2016 году, когда экономика сократилась почти на 1%. Международные экономисты предупреждают, что Турции необходимо повысить процентные ставки для борьбы с инфляцией, чтобы избежать перегрева.
- Объемы перевозок грузовым и морским транспортом из ЕС в Турцию в 2017 году были одними из самых быстрорастущих среди других развивающихся рынков. Места сборки автомобилей в Турции по-прежнему имеют решающее значение для стратегий европейских производителей транспортных средств.
- Казахстан упал на шесть позиций до 20 места в Индексе, несмотря на увеличение добычи нефти, что помогло поднять рост и утвердить долгосрочный план национального развития, в котором подчеркиваются высокотехнологичные отрасли и зеленая промышленность, а также диверсификация от сырьевых товаров.
- Китай и Индия возглавляют рейтинг в 2018 году и увеличивают дистанцию между собой и ОАЭ в Индексе, что является показателем конкурентоспособности развивающихся рынков. Бразилия, изо всех сил пытающаяся выйти из политических потрясений и ее худшей рецессии за столетие, перемещается на две позиции и занимает 9 место.
- Руководители отрасли не могут договориться о будущем Северо-Американского соглашения о свободной торговле, которое подверглось интенсивной критике со стороны администрации Трампа. Соединенные Штаты, Мексика и Канада ведут переговоры, направленные на обновление соглашения. Опрошенные руководители логистики резко разделились в ответе на вопрос о том, поможет ли новый пакт Мексике (24,3%); ухудшит положение в Мексике (21,8%); или оставит ситуацию без изменений (25,7%).
- Египет поднимается на шесть мест до № 14 - самый большой скачок среди стран в Индексе 2018 года – и увеличивает свои позиции с 26 на 21 место в отдельной категории стран по экономическим возможностям. Бангладеш (№ 23) и Уругвай (№ 25) перепрыгнули четыре позиции в общем рейтинге.
- Нигерия, крупнейшая экономика Африки, упала до 31 позиции с 24 места в 2017 году. Несмотря на свой потенциал, Нигерия занимает последнее место по инфраструктуре, транспортным связям, а также по рыночным связям и 46-ую позицию по деловому климату. Венесуэла также упала до № 48 и заняла последнее место по размеру рынка и привлекательности роста; Казахстан потерял шесть мест, несмотря на возобновление экономического роста и объявление долгосрочного плана развития.
- Страны Персидского залива продолжают доминировать в рейтинге, когда дело касается условий для развивающихся рынков ОАЭ, Катар, Оман и Бахрейн опережают все другие страны. Саудовская Аравия - № 8; Кувейт № 16. Страны Персидского залива также занимают первое место по качеству инфраструктуры и транспортных связей: ОАЭ (1), Бахрейн (5), Оман (6), Саудовская Аравия (7) и Катар (8).
- 55% опрошенных руководителей говорят о том, что малый и средний бизнес, который имеет менее 250 сотрудников, принесет наибольший вклад в рост развивающихся рынков. 26% заявили, что крупные компании будут крупнейшими бенефициарами.
- Алжир, Украина и Эфиопия значительно улучшили условия ведения бизнеса. Деловой климат ухудшился в Шри-Ланке, Камбодже, Танзании, Ливане и на Филиппинах.
- Процент руководителей цепочки поставок, чьи компании рассматривают инвестиции в Индию, поднялся с 22,8% до 37,4% после развертывания унификации налоговых услуг в области товаров и услуг Индии и других реформ.
- Страны, которые больше всего развивают инфраструктуру и транспортные связи, - это Индия, Индонезия, Турция, Египет, Иран, Пакистан, Аргентина и Бангладеш. Рейтинги инфраструктуры и транспорта упали для Казахстана, Шри-Ланки, Колумбии, Бразилии, Таиланда и Кувейта.
Transport Intelligence (Ti), ведущая аналитическая и исследовательская фирма логистической отрасли, которая ежегодно готовит Agility Emerging Markets Logistics Index.
Джон Маннерс-Белл, исполнительный директор Ti, говорит: «Развивающиеся рынки пользовались благоприятными рыночными условиями в 2017 году, когда рост торговли стал самым здоровым за многие годы. Тем не менее, есть много сюжетных линий, которые еще предстоит полностью развернуть, например, задолженность Китая, пересмотр НАФТА и продолжающийся политический и экономический переход на Ближнем Востоке. Пока движение выглядит хорошо, но на горизонте много проблем».
2018 Agility Emerging Markets Logistics Index (скачать, pdf)