О тонкостях выставочной логистики в России и состоянии российского рынка выставочной индустрии рассказал делегатам 13-го Китайского Экспофорума по международному сотрудничеству (China Expo Forum for International Cooperation - CEFCO 2017) Председатель совета директоров логистической семьи NAWINIA Рустам Юлдашев.
Событие состоялось в Макао (КНР) в середине января 2017 года. Рустам Юлдашев выступил с экспертным мнением по приглашению китайских партнеров.
Основная аудитория экспофорума – представители выставочной индустрии, организаторы и сопутствующие этому процессу отрасли. В этом году он собрал около 800 глобальных выставочных делегатов.
Тема выступления Рустама Юлдашева была посвящена обзору выставочного рынка в России и особенностям работы с иностранными выставочными грузами.
Затраты на выставочную логистику в России для иностранных участников достаточно велики. По словам китайских партнёров NAWINIA, в среднем они в пять раз выше, чем, например, в Европе. К тому же, как правило, все иностранные участники везут на выставку образцы своей продукции, к которой российские компании проявляют интерес и готовы приобрести ее по окончании выставки для испытаний или маркетинга. Но совершить сделку купли-продажи или подарить образцы на практике невозможно: действующее законодательство не позволяет сменить временный таможенный режим, по которому ввезен экспонат, оплатить все необходимые платежи и оставить товар в России.
С практической точки зрения много вопросов вызывает и процесс идентификации товара для обеспечения режима временного ввоза. Как определить при вывозе, что ввозился именно этот товар или экспонат? Идентификация на практике может превратиться в бесконечную бюрократическую процедуру, что в итоге создает некомфортную атмосферу и отпугивает многих желающих участвовать на выставках.
О том, как грамотно организовать процесс перевозки, как сэкономить расходы на выставочную логистику, как все-таки продать свою выставку и рассказал участникам сессии Рустам Юлдашев.
«Все выставки – это второй способ продвижения своих товаров и услуг после прямых продаж, - комментирует Рустам Юлдашев. – Основная сложность для иностранных участников российских выставок заключается в соблюдении таможенных процедур. Несмотря на то, что в целом таможенные процедуры становятся более структурированными и логичными, в выставочной тематике сохраняется история «внимания к мелочам». Экспонаты зачастую имеют небольшую стоимость - от 1000 до 10000 долларов США. Но стоимость услуг по соблюдению условий идентификации, декларированию очень высока, в некоторых случаях она превышает стоимость экспоната, что отпугивает зарубежные компании. Наиболее рискованные, например, ввозят выставочные образцы в личном багаже. Кардинальное упрощение таможенных процедур для выставочных товаров даст значительный эффект для привлечения иностранных компаний».
В среднем, в России проходит до 400 выставок в год, 115 из них авторизованы Всемирной ассоциацией выставочной индустрии (Global Association of the Exhibition Industry - UFI). Подавляющее большинство мероприятий локализованы в Москве – порядка 80%. Регионы России в этом плане проявлены слабо.
Общая площадь выставочных павильонов в России составляет около 2 млн кв. метров. В то время, когда в КНР эта цифра больше почти чем в три раза – 7 млн.кв. м., а в США – 6,5 млн. кв.м.
В отраслевом соотношении пятерка лидеров выглядит следующим образом:
10,6% - это выставки сегмента Food Retail/FMCG, на втором месте с показателем в 9,6% выставки сегмента недвижимости/строительства, далее идут выставки индустрии Farma/Медицина – 9,2%, на четвертом месте выставки в области коммуникаций – 8,3%, и замыкают пятерку выставки сегмента Fashion Retail – 7,6%.
Ежегодный форум CEFCO является главной платформой международного сотрудничества Китая с другими странами. В программе принимают участие руководители основных международных профессиональных ассоциаций, а также главы ведущих конгрессно-выставочных компаний из Германии, Китая, России, США, Таиланда, Франции и Японии.
13-ый Форум был организован Китайской палатой международной торговли совместно с Китайским Советом по содействию международной торговле (CCPIT), Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), Международной ассоциации выставок и мероприятий (IAEE) и Обществом Независимых Организаторов (SISO).