Каждый, кто хоть мало-мальски осведомлён, что такое «логистика», понимает: сети магазинов (крупных и малых) в 98-ми процентах случаев не имеют собственного подвижного состава, а склады буквально пришиты к самим точкам сбыта (особенно картина явно просматривается в «регионах», где склады класса «А+» или хотя бы «Б» - огромная редкость, что уж говорить о терминалах, распределительных центрах). Если говорить о ритейлерах в области компьютерной, полиграфической, бытовой и т.п. техники, всё предельно ясно. Зато со скоропортящимися продуктами и в целом - FMCG различных видов и типов дело обстоит не так просто: подчас они хранятся не только на одном складе, не имеющем секционного деления, но и в одной камере, которою «в целях экономии на ночь отключают», пренебрегая условиями хранения готовой продукции.
Проблема напрашивается сама собой: как быть, не имея вариантов для улучшения процессов складирования (на полку, к сожалению, всё не выставишь) и грузопереработки?
Элементарный аутсорсинг. Подобный тому, когда ритейлер нанимает подвижной состав для транспортировки готовой продукции со склада поставщика (либо вообще пользуется услугами поставщика, который делает из воздуха незаметно накрученных копеек – миллионы).
Прежде чем раскладывать процесс оптимизации процессов складского хозяйства, следует задуматься: что для вас первично? Качество продукта или товарооборот? Я бы рекомендовал «качество продукта». Почему? Потому что продукция ненадлежащего качества, распродаваемая чуть ли не мелким оптом (точно «складских клубах») имеет свойство возвращаться, отчего теряется не только имидж компании, но и нивелируются все усилия по увеличению товарооборота, если не предусмотрены тонкости работы с поставщиками в части реверсивной логистики. А ритейлеры, как правило, этот пункт, если не пускают фоном, то как минимум уделяют ему недостаточное количество внимания.
Но вернёмся к оптимизации процессов внутри складского хозяйства. Проще всего было бы препоручить задачу 3PL-оператору, который уж точно разумеет в проблематике затронутой темы. Но в данный момент мы говорим о «регионах» (на примере Кемеровской области), где не только отсутствует аттитюд на улучшение логистического сервиса, но и вообще слово «логистика» ассоциируется с транспортировкой и ничем более.
Первый шаг: аналитика. Стоит ли оно того? Считаем затраты на аренду «холодного» или «смешанного» склада (ориентируясь на классификацию по товарной специализации; второй тип – априорный, т.к. мы говорим о компаниях, чьи SKU (stock-keeping units) превышают две-три тысячи позиций). Также не забываем о транспортировке, которая отныне будет разбита на два этапа: оптовые поставки на арендуемый склад + поточечный развоз готовой продукции специализированным подвижным составом. Прибавляем ФОТ кладовщиков и грузчиков, осуществляющих контроль движения ТМЦ и грузопереработку на арендованных складских площадях (если склад «не укомплектован» данной услугой). И. Так. Далее. Но ключевые бизнес-процессы мы обозначили. Алгоритм приобретает форму. Затраты на набор необходимой ассортиментной матрицы, скорее всего, как показывает опыт, окажутся выше раза в полтора. Неудивительно. Но это лишь на первый взгляд. Посчитали?
Второй шаг: соотносим убытки от возвратов продукции ненадлежащего качества, утилизации и трудозатрат работников фирмы, затраты на содержание собственных кладовщиков, выполняющих весьма опосредованную функцию «прими/передай», транспортировку, как это бывает, из весьма отдалённых регионов - ведь «там же дешевле» - и убытки, связанные с отсутствием товара на полке с результатами аналитических данных шага первого.
Третий шаг: оптимизация. Имея склад, позволяющий хранить продукцию в соответствии со всеми нормами и стандартами, во-первых, вы избавляете предприятие от балласта реверса (не в стопроцентном размере, но превосходящем любые ожидания). Во-вторых – спланированные оптовые поставки позволят чётко спланировать поставки готовой продукции JIT (just-in-time – точно в срок) за счёт привлечения сторонних транспортно-экспедиционных компаний, которые начнут работу и в 4 утра, если понадобится.
Организация грузопереработки на складе: если вы не любитель буферных запасов, кросс-докинг – как раз кстати. Без стадии промежуточного хранения основной массы готовой продукции (какой-никакой, а буферный запас быть обязан) вы переправляет товар в торговые точки практически с колёс, тем самым сокращая пребывание груза в пути и обеспечивая своевременную выкладку товара на полки (а это, к слову, один из основных типов убытков, с которыми сталкивается ритейлер – отсутствие товара на полке, в виду поздней доставки). Подбирайте складские площади таким образом, чтобы они отвечали вашим требованиям по объёмам запасов.
Сам же поточечный развоз по такой схеме снижает общий уровень логистических издержек за счёт привлечения транспорта малой грузоподъёмности и такого типа, который отвечает требованиям транспортировки конкретной продукции. Больше зубные щётки в «рефах» не поедут (все мы прекрасно понимаем, что мясо и табак могут находиться в одной машине, не станем лукавить, и без какого-либо секционного деления кузова). Выбор оптимального тарифа также позволит снизить затраты на распределение готовой продукции (короткие маршруты – почасовая оплата в самый раз; длинные маршруты, включающие в себя от 20 до 40 точек, – оплата рейса, оплата руб./кг. перевезенной продукции и т.п.)
Как итог мы имеем:
- сокращение убытков, связанных с отсутствием товара на полке;
- сокращение себестоимости продукции в виду отказа от транспорта поставщика;
- сокращение убытков в части реверсивной логистики;
- улучшение общего уровня качества готовой продукции;
- привлекательность для клиента.
Возможно, подобная простая схема окажется «нулевой» (что маловероятно) – в бюджете по товарообороту и выручке ничего не изменится (на первых порах). Такое может случиться и раствориться одним основательным «но»: ИМИДЖ.
Сохранив лицо, можно приобрести гораздо больше, нежели экономя на электроэнергии, складировании и транспортировке.
Не время экономить. Самое время – приобретать.
Ярослав Ян
Основатель и консультант “DiamondAceLogistics”
Специально для портала LOGISTICS.RU