Возврат к государственному регулированию может ущемить государственные интересы

Институт проблем естественных монополий представил в Аналитическом центре при Правительстве РФ свою позицию по поводу предложения ФАС России вернуться к методам государственного регулирования области предоставления в портах страны стивидорных услуг. 

Анализ статистических данных, находящихся в открытом доступе, говорит о том, что ставка перевалки, номинированная в Контрактах в долларах США, за последние несколько лет не выросла, а по некоторым видам грузов даже снизилась. Объем перевалки в последние 5 лет стабильно рос.

В 2015 году по отношению к 2014 году объем перевалки вырос по всем основным номенклатурам, кроме контейнеров (сокращение завоза продовольствия в контейнерах из-за введенных санкций). В первой половине 2016 года также наблюдался рост по всем основным номенклатурам.

Кроме того, после отмены государственного регулирования резко вырос объем инвестиций в портовую инфраструктуру из внебюджетных источников. В 2015 году бизнес инвестировал более 50 млрд рублей, т.е. почти в 5 раз больше, чем в 2014 году. В 2016 ожидается более 90 млрд. частных инвестиций. Выросла и доля внебюджетных инвестиций в общем объеме инвестиций в портовую инфраструктуру. Если в 2010-2013 гг. их доля составляла в среднем 52%, то в 2014-2016 гг. доля увеличилась до 74%. В случае введения регулирования в 2017-2020 гг. доля частных инвестиций не превысит 50% от общего объема инвестиций.  Портовая сфера потеряет более 140 млрд руб. частных инвестиций .

Ограничение ставок за перевалку и снижение размера чистой прибыли в отрасли приведет к снижению налоговых поступлений от налога на прибыль и сокращению региональных бюджетов. По предварительным оценкам, доля выпадающего налога на прибыль в общем объеме налога на прибыль некоторых прибрежных субъектов составит от 3% до 37%. Наибольший негативный эффект возврат к регулированию может оказать на бюджет Приморского края  - минус 37 % или минус 5,4 млрд рублей; Хабаровского края - минус 16% или минус 1,4 млрд рублей; в Краснодарском крае снижение поступлений от налога на прибыль составит более 15% или около 6,7 млрд рублей. Общий объем выпадающих в связи со снижением прибыли стивидорных компаний налогов в бюджеты всех уровней составит более 30 млрд рублей.

Необходимо также учитывать, что возврат к тарифному регулированию портовой отрасли может быть препятствием в реализации крупных государственных инициатив.  Например, создание специальных портовых зон, таких как «Свободный порт Владивосток».

Таким образом, решение о возврате к регулированию стоимости услуг в портах РФ необходимо принимать на основе оценки возможных последствий для экономики и бюджета страны в целом, отдельных (прибрежных) регионов, а также оценки последствий изменения инвестиционного климата,  привлекательности отрасли для российских и иностранных инвесторов и уровня конкуренции.    По мнению ИПЕМ в текущей структуре отрасль в целом не является монопольной или естественно монопольной.

Чрезвычайно важно провести детальный анализ состояния конкуренции на рынке предоставления услуг по погрузке/выгрузке/хранению грузов в морских портах РФ с учетом фактических границ рынка. Необходимо предварительно выявить наличие/отсутствие признаков естественной монополии/монополии/доминирования на данном рынке в его текущем состоянии.  Кроме того, меры государственного регулирования, в том числе тарифного, необходимо применять избирательно - только к тем компаниям, вина которых в злоупотреблении монопольным или доминирующим положением доказана.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости