Выгодна ли собственная логистика?

В рамках организации цепочки поставок неизбежно возникает вопрос, воспользоваться ли услугами профессиональных операторов или организовать в компании собственный центр логистических услуг (ЛЦ).

Согласно мировому опыту, можно выделить 3 основных варианта организации складской логистики:

  • организация собственного ЛЦ предоставления услуг по хранению и складской обработке товара, где все процессы, связанные с логистикой, осуществляются своими силами;
  • использование услуг профессионального логистического оператора как в части предоставления складского помещения, так и оказания услуг по складской обработке грузов;
  • смешанный вариант, характеризующийся использованием разных источников по складскому помещению и услугам складской обработки грузов (аренда склада или собственное складское помещение и привлечение логистического оператора для складской обработки грузов).

На первый взгляд, свой логистический центр хранения и обработки грузов имеет ряд преимуществ:

  • оперативная реакция на быстро изменяющиеся требования получателей (сетевые поставки, расширение рынка сбыта и пр.);
  • возможность управлять затратами на логистику, оптимизируя рабочий процесс (использование определенных расходных материалов, изменение штата и пр.);
  • тесная взаимосвязь между отделами компании (закупки – логистика – сбыт).

При детальном рассмотрении оказывается, что собственная логистика имеет ряд вопросов по сравнению с вариантом использования профессионального логистического партнера / партнеров на разных логистических направлениях как в части прямых затрат в расчете на единицу продукции, так и предоставляемых возможностей и имеющихся рисков. Далее рассмотрим наиболее критичные моменты.

 

Размер стартового капитала

На этапе организации собственного ЛЦ потребуются существенные затраты:

  • на привлечение, адаптацию и содержание высоко квалифицированного персонала на ключевых должностях. Эту статью затрат нужно закладывать в бюджет еще на этапе планирования и разработки проекта по организации собственного ЛЦ. Период непроизводительного старта по данной статье колеблется в среднем от полугода до двух лет;
  • выбор и приобретение профессиональных систем учета и контроля процесса логистики в компании. Эту статью затрат также необходимо бюджетировать на этапе планирования и разработки проекта по организации собственного ЛЦ. В среднем период непроизводительного старта по ней колеблется от полугода до двух лет. Отдельно хотелось бы отметить, что приобретение профессиональной логистической программы влечет за собой существенные затраты в период стартапа, когда стоимость может сильно варьировать в зависимости от выбранной WMS;
  • поиск и оборудование складского комплекса (выбор локации, аренда или покупка складского помещения, закупка техники, IT-оборудование, закупка техники и пр.);
  • привлечение рядового штатного персонала – поиск, адаптация и обучение. Затраты на эту статью сопоставимы с затратами минимум одного месяца до старта проекта.

При выборе профессионального логистического оператора затраты по этой статье сводятся к нулю на старте проекта, а месячный бюджет стартовых месяцев не только не превысит среднемесячный бюджет, но даже может быть существенно меньше, если в договоре зафиксирована возможность:

  • оплаты фактического объема хранения на этапе заезда;
  • согласования логистических требований и технологии обработки;
  • согласования KPI по обработке.

 

Невозможность оперативного наращивания / сокращения затрат по аренде / содержанию складских площадей

В случае повышения оборачиваемости или товарного запаса сократить или увеличить складские площади оперативно очень сложно. Обычно в договорах аренды складских площадей указан внушительный срок на согласование изменений по сокращению или увеличению складских площадей. Имея такую возможность по договору, арендатор вообще не может изменить величину своего присутствия, поскольку арендодатель просто не имеет вакантных складских площадей. Аналогичные вопросы возникают и при использовании собственного склада. Часто складское помещение приобретается с внушительным (иногда даже превышающий текущую потребность в несколько раз) запасом по вместимости, что увеличивает затраты в процессе организации собственного ЛЦ. Вследствие отсутствия запаса площади на этапе старта возникает риск невозможности оперирования на данной площадке. Например, компания 220V в 2011–2013 гг. за период чуть больше года была вынуждена поменять склад с Санкт-Петербурге трижды, что, безусловно, увеличило расходы на складскую обработку не менее чем на 30–50%.

Доля затрат на изменение локации зависит от общего товарного запаса и его оборачиваемости. На этапе переезда следует не забывать о необходимости содержания двух локационных площадок и штата персонала.

 

Невозможность возмещения потерь склада, величина которых прямо-пропорциональна уровню квалификации персонала

В случае выполнения работ силами логистического оператора потери склада, превышающие размер франшизы, компенсируются хранителем в полном объеме. Составив грамотно договор складского хранения и обработки грузов, вы сможете не только оптимизировать затраты на складскую логистику, но и получить качественную услугу. Логистический оператор полностью несет все риски по принятым обязательствам, в том числе он отвечает за возможную утерю или повреждение товара. Использование современного программного обеспечения при проведении логистических операций профессиональным оператором позволяет свести к минимуму возможные риски ошибок на всех этапах складской обработки, а также получить любые виды отчетов и даже следить за движением товара в режиме онлайн.

Дополнительным бонусом при передаче складской логистики профессиональному логистическому оператору станет возможность сфокусироваться на основных бизнес-процессах и продвижении собственных товаров на рынке.

При выборе логистического оператора основными критериями обычно являются:

  • тарифы;
  • локация склада и удобство подъездных путей;
  • процент выполнения KPI, который является основным индикатором уровня квалификации персонала;
  • совместимость учетной системы и WMS склада и сроки возможной интеграции;
  • готовность логистического оператора встроиться в логистическую цепочку компании, при необходимости гасить сезонные колебания, обеспечивать возможные (в том числе и скачкообразные) изменения структуры и объема товарного запаса.

Не стоит забывать и о перспективах долгосрочного сотрудничества, ведь клиентоориентированность логистического оператора – важный фактор. Иногда логистические игроки забывают об индивидуальном подходе, воспринимая свой имидж и успех как основное преимущество, не замечая, как теряют клиентов. Многолетний опыт и профессиональная команда, современные технологии и инновационные решения позволяют профессиональным логистическим операторам предлагать клиентам интегрированные логистические решения, разработанные с учетом специфики различных сегментов бизнеса и индивидуального подхода к каждому проекту.

В качестве примера приводим типовой расчет для клиента при потребности площади в 25 000 м2 и скорости оборачиваемости стока раз в месяц (табл. 1).

 

Таблица 1. Типовой расчет для клиента при потребности площади в 25 000 м2 и скорости оборачиваемости стока раз в месяц

Тип затрат

Организация
собственный
центр
предоставления
логистических
услуг,руб.

Привлечение
профессио-
нального
логистического
оператора,
тыс. руб.

Стартовые затраты

Обеспечительный взнос в аренду
складского комплекса (25 000 м2)
без учета коммунальных платежей

37 500 000,00 ₽

0,00 ₽

Покупка стеллажного оборудования
для склада (фронтальные стеллажи)

25 000 000,00 ₽

0,00 ₽

Покупка системы управления складскими
процессами (WMS, серверы,
коммутационное оборудование,
лицензии и пр.)

5 250 000,00 ₽

0,00 ₽

Покупка IT-обрудования для
организации работы склада (WiFi-точки,
терминалы, компьютеры, принтеры и пр.)

3 195 000,00 ₽

0,00 ₽

Покупка оборудования для организации
эффективной системы безопасности
(видеонаблюдение, СКУД)

3 175 000,00 ₽

0,00 ₽

Топ-менеджмент склада (заработная плата
за 6 мес., предшествующих началу работы
собственного центра, предоставления
логистических услуг)

1 500 000,00 ₽

0,00 ₽

Итого затраты на стартап

75 620 000,00 ₽

0,00 ₽

Ежемесячные затраты

Затраты на хранение товара на складе
ответственного хранения (30 000 палет
размером 120 × 80, высотой до 180 см)
или аренда склада (25 000 м2)

13 000 000,00 ₽

12 000 000,00 ₽

Затраты на обработку товара: заработная
плата собственного и временного
персонала, аренда техники,
расходные материалы, телефония
и пр. или оказание услуг
ответственного хранения
логистическим оператором

Порядка

20 000 000,00 ₽

Порядка

12 000 000,00 ₽

Итого ежемесячные затраты

33 000 000,00 ₽

24 000 000,00 ₽

 

* Итоговые затраты при выборе собственного склада плюс затраты на стартап обойдутся на 108 620 000 руб. дороже, чем привлечение профессионального логистического оператора.

 

@@

Благодарим за подготовку материла Логистическое Агентство 20А - полный комплекс услуг по хранению и обработки товаров. Мы сделаем вашу логистику комфортной. www.20a.ru 

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

Подписка на новостную рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 

 

 

Новости