Не может быть серьезной промышленной выставки без основательной деловой программы. Ведущая российская выставка для специалистов по складской логистике и управлению цепями поставок CeMAT RUSSIA сочетает в себе высокие стандарты качества работы с участниками и посетителями и актуальную для рынка деловую программу, основанную на исследовательской работе организатора – компании ООО ДМ РУС. Оценив процессы в экономике, изучив предпочтения посетителей, организаторы решили сделать планирование в цепях поставок ключевой темой, посвятив ей отдельное мероприятие – ежегодную большую конференцию, основой концепции которой стала витрина IT-решений в планировании.
С выбором партнёра по организации конференции в рамках CeMAT RUSSIA выставочная команда попала в точку. Это SCM Академия – корпоративный образовательный центр, название которого в переводе с английского Supply Chain Management и означает управление цепочками поставок.
В преддверии конференции мы задали основателю академии Артёму Рогову вопрос, почему из темы управления цепочками поставок для рассмотрения и обсуждения на отдельном мероприятии выделена именно роль планирования в логистике. Буквально по законам дедукции наш разговор перешел от общего к частному.Сама про себе функция планирования у российских компаний не так развита, как у зарубежных, хотя планирование в том или ином объеме есть в компании любой отрасли. Однако не все еще осознали, что надо регулярно заглядывать в будущее, смотреть риски и готовиться к ним, а не работать в режиме тушения пожара.
В трудные времена о долгосрочном планировании не особенно задумываются, но когда приходит необходимость более рационально подходить к выбору ресурсов, к расходам в принципе, то планирование становится жизненно необходимым. Практика показывает: без планирования можно работать, но издержки всегда выше.
Производство, перевозки, складская обработка, закупки — вот четыре основные функции в цепочке поставок. Все эти функции по своей сути являются инструментом в реализации продаж, если, конечно, это не логистическая компания, где логистика является не функцией, а продуктом (услугой). Логистика получает входящую информацию об объемах продаж и трансформирует её в нужные объемные показатели для расчета ресурсов. От планирования продаж происходит переход к планированию производства, потом закупкам сырья и материалов, затем к планированию складской обработки – где и сколько надо будет хранить -- и, наконец, предстоит решать, как будет осуществляться доставка – собственным транспортом или арендованным, когда и т.д. Для цепочки поставок это и есть процесс планирования. Если объем продаж, то есть входящая информация для всей цепочки спланирован некачественно, то потом «вдруг» обнаружится, что может не хватить производственных линий, складских площадей, грузовиков. Может быть и обратная ситуация с простаиванием производства, на котором есть постоянные расходы независимо от того, работают линии или нет, недогруженными складами с теми же постоянными расходами и далее по списку.
Таким образом, состояние склада может быть внешним индикатором качества планирования.
«Зайдя на любой склад производителя, ритейла или дистрибутора и оценив обстановку, можно предположить, хорошо ли работает планирование в компании или нет», -- утверждает Рогов и поясняет свой тезис.
Если вы видите полупустой склад, скучающих сотрудников, это может означать, что компания плохо планирует свой ресурс, потому что и за полупустой склад надо оплачивать аренду, коммунальные услуги, платить зарплату, и всё это прямые потери прибыли компании. Противоположная ситуация – склад переполнен продукцией так, что ногу поставить некуда, сотрудники не могут найти нужный продукт, потому что он чем-то заставлен, пожарная безопасность под угрозой. Можно рассмотреть и другой критерий. Сегодня пришел заказ на тысячу коробок, склад его собрал. Завтра приходит заказ на пять тысяч коробок, надо больше рабочих, и начальник склада начинает вызванивать людей с выходных и из отпусков, прибегает к аутсорсингу с тарифом, умноженным на три за срочность. Однако собрать и отгрузить смогли только четыре тысячи коробок, что означает потерю в продажах. Завтра склад ждет заказ уже на пять тысяч, а приходит тысяча. Склад отказывается от аутсорсеров, платит штрафы, возвращает людей в отпуска, что приводит не только к материальным потерям, но и желанию сотрудников уйти от такой лихорадки в другую компанию.
«Это всё проблемы недостаточно серьезного отношения к планированию», -- констатирует Артём Рогов.
Конференция по проблемам планирования впервые появилась в деловой программе CeMAT RUSSIA в 2021 году и называлась «Витрина IT-решений». Разговор шел об IT-инструментах, которые позволяют автоматизировать планирование.
«А можно ли планировать без автоматизации? Ведь это дополнительные расходы» -- на конференциях это был едва ли не самый частый вопрос. «К сожалению, пока нет понимания, что автоматизацию следует рассматривать не как расходы, а как инвестицию, которая окупается за 4-6-12 месяцев, а потом дает ощутимую экономию», - говорит наш собеседник.
Тем не менее, частота вопроса стала импульсом к изменению повестки конференции в 2023 году: одна половина времени будет отдана витрине IT-решений, другая половина -- планированию без автоматизации.
Качественная конференция – это система с обратной связью. Участники конференции задают вопросы, которые позволяют организаторам уточнять и обогащать концепцию, и возвращаться к участникам с новыми успешными кейсами и рекомендациями. Главное, что конференция работает не только на участников, она работает на индустрию в целом.
Выставка CeMAT RUSSIA с её практико-ориентированной деловой программой уже скоро – с 19 по 21 сентября в Международном выставочном центре «Крокус Экспо».
III Конференция, посвященная вопросам планирования, IT-решениям и практикам их применения, состоится в первый день выставки – 19 сентября 2023.
Получите электронный билет для посещения выставки CeMAT RUSSIA и мероприятий деловой программы. Промокод для бесплатной регистрации cr23bProf