Экспертное мнение: О конкуренции железнодорожного транспорта с авиацией и автобусами

В перевозках свыше 2500 км железнодорожный транспорт не в состоянии конкурировать с авиацией по соотношению «время в пути/цена/комфорт». В то же время он может быть наиболее конкурентоспособным при перевозках на направлениях с высоким пассажиропотоком и небольшими расстояниями (до 700 км). Однако для этого необходимо повышать комфортабельность поездов, сокращать время движения и проводить активную маркетинговую политику.

В последнее время в России доля пассажиров, использующих железнодорожный транспорт, сокращается по сравнению с авиасообщением. Так, объем перевозок железнодорожным транспортом в дальнем следовании снизился на 18%, а перевозки гражданской авиацией выросли в 5 раз.

фото 

Динамика изменения пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте и в авиации в дальнем следовании.

Текущая ситуация вызвана различными причинами: во-первых, активное развитие туризма повлекло за собой рост авиационных перевозок. Во-вторых, перераспределение было обусловлено различиями в формах субсидирования. Так, железнодорожникам выделяют общий объем субсидий на регулируемый сегмент, рассчитанный на основе прогноза пассажиропотока, а авиакомпаниям выделяют субсидии на каждый конкретный билет. В-третьих, вследствие ускорения темпов жизни и мобильности населения возник спрос на более высокую скорость передвижения.

Также активно развивается другой конкурент железнодорожного транспорта – автомобильное сообщение. В отличие от цены на железнодорожный транспорт, в цену билета на автобус не включено содержание инфраструктуры. В результате, билет на автобус значительно дешевле билета на поезд. Кроме того, время поездки на автотранспорте обычно меньше, чем на железнодорожном.

С целью повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта ОАО «Федеральная пассажирская компания» - перевозчик пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании - принимает ряд мер в соответствии с мировыми тенденциями. В частности, были введены методы динамического ценообразования, что позволяет приобретать билеты в купе по стоимости плацкарта в начальный период продаж, за 40-45 дней до отправления поезда.

Сейчас путешествие на поезде в среднем дешевле, чем на самолете, за исключением полетов по субсидируемым направлениям в ряд регионов РФ и полетов компаний лоукостеров («Победа»). Однако платежеспособный пассажир выбирает авиационные перевозки благодаря высокой скорости, несмотря на ценовую политику. С технологической точки зрения при перевозках свыше 2500 км железнодорожный транспорт не в состоянии конкурировать с авиацией по соотношению «время в пути/цена/комфорт».

Согласно исследованиям ИПЕМ 2014-2015 годов, подобное разделение видов транспорта по цене (самые дешевые автобусы, средняя ценовая ниша поезда, и самые дорогие самолеты) наблюдается во всех странах мира. В России происходит процесс расслоения пассажиропотока по видам транспорта в условно-естественное состояние с точки зрения коммерческой и технологической целесообразности после вынужденного перераспределения в 90-е годы.

Железнодорожный транспорт наиболее конкурентоспособным может быть при перевозках на направлениях с высоким пассажиропотоком и небольшими расстояниями (до 700 км). Однако для этого необходимо повышать комфортабельность поездов, сокращать время движения и проводить активную маркетинговую политику.

Что касается высокоскоростных магистралей (ВСМ), то подобные проекты необходимы не только для повышения мобильности населения, но и для стимулирования развития высокотехнологичных отраслей промышленности. Опыт Франции и Японии показывает, что максимальный социально-экономический эффект развития регионов возникает, когда ВСМ проектируется не как отдельный инфраструктурный проект, а как проект экономико-территориального развития региона.

Александр Поликарпов, заместитель руководителя Департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости