Отраслевой портал "Логистика" начинает публикацию материалов консалтинговой компании "Покровка Финанс" на регулярной основе. Представляем вашему вниманию обзор основных событий железнодорожной отрасли за 01.07.2013 – 31.07.2013.
Ключевые события и тенденции месяца:
- Производство грузовых вагонов в РФ в 1 полугодии 2013 г. сократилось на 20,9% (по сравнению с уровнем прошлого 2012 года). Грузовые операторы скорректировали план закупок вагонов в связи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой.
- По результатам МСФО отчетности ОАО «РЖД» на 2012 год было отмечено общее снижение эффективности деятельности бизнеса Холдинга. Ввиду наличия существенной доли постоянных затрат в структуре расходов, менеджменту крайне сложно сдерживать рост расходов, соизмеримый с ростом доходов.
- По итогам 2013 года ожидается 20% увеличение стоимости пассажирских перевозок (как пригородных, так и перевозок дальнего следования). Также прогнозируется увеличение тарифов на газ (+15%), электроэнергию (+12%) и тепловую энергию (+10%).
- Арендные ставки на полувагоны достигли дна (650-750 руб. сутки/вагон), в результате чего, ситуацию на рынке грузоперевозок начинает диктовать грузоотправитель, а резкий рост ставок в ближайшее время не прогнозируется.
Трансмашхолдинг
Качество 08.07.2013. Подведены итоги шестой волны аудита производственных систем предприятий ТМХ. В проекте оптимизации производственных систем с помощью инструментов системы "Бережливое производство" участвовали девять предприятий холдинга. НЭВЗ занял первое место, продемонстрировав лучшие показатели в трех из пяти проверяемых сфер деятельности заводов. Общая оценка НЭВЗа по сравнению с результатами прошлого аудита возросла на 2,95.
Российские железные дороги
08.07.2013 Компания "РЖД Логистика" реализовала опцион на покупку 15,1% акций Far East Land Bridge Ltd (FELB, Австрия), которая специализируется на транзитных железнодорожных контейнерных перевозках по маршруту Китай-Европа-Китай, увеличив свою долю до 25,3%. "РЖД Логистика" летом 2012 г. сообщила о завершении сделки по приобретению 10% акций FELB и планах увеличить долю до 25%.
23.07.2013 Партнер «Газпрома» в Греции - Copelouzos Group предложила «РЖД» вместе купить местного железнодорожного оператора TrainOSE. Российская компания пока обдумывает предложение Греческого агентства по приватизации (HRADF) 100% TrainOSE. TrainOSE занимается грузовыми и пассажирскими перевозками в Греции. Ежегодно компания перевозит 15 млн. пассажиров и 4500 т грузов, говорится в материалах компании. По данным «РЖД», стартовая цена компании - €30 млн. Выручка компании в 2012 г. составила €83,3 млн., EBITDA - €1,3 млн. В тендере на покупку TrainOSE могут участвовать компании с капиталом более €100 млн. и инвесткомпании с капиталом €200 млн. Претенденты на TrainOSE должны прислать предварительные заявки до 16 сентября. Продажа оператора пройдет в два этапа: на первом - претенденты представляют предварительную заявку, на втором - финансовые предложения. По данным греческих СМИ, TrainOSE интересуются французская SNCF, китайская COSCO, итальянская Trenitalia и немецкая Deutsche Bahn AG.
Расходы 17.07.2013 Российские власти заинтересовались обоснованностью роста тарифов «РЖД» на грузовые перевозки. Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил изучить затраты госмонополии на топливо и электроэнергию, которые в 2012 составили около 200 млрд. руб. Решение о проверке расходов РЖД было принято по итогам совещания у Дворковича по долгосрочным механизмам ограничения цен на железнодорожные перевозки грузов. Несмотря на регулярные прямые госдотации, тарифы железнодорожной монополии выросли с начала 2008 г. на 75,5%.
08.07.2013 Правительство Судана вышло с предложением к руководству «РЖД» поучаствовать в строительстве трансафриканской железной дороги из Дакара в Порт-Судан - от Атлантического до Индийского океана. Примерная стоимость проекта - $3 млрд.
08.07.2013 Х5 Retail Group, одна из крупнейших в России розничных компаний по объемам продаж, ведет переговоры со структурами «РЖД» об открытии своих магазинов на территории вокзальных комплексов и привокзальных площадях.
Проекты 17.07.2013 «РЖД» построит линии метро через все крупные города ближнего Подмосковья. Конечные станции будут расположены в Крюково, Шереметьевском, Пушкино, Железнодорожном и Балашихе, Люберцах, Домодедово, Подольске, Одинцово и Нахабино. Линии метро пройдут через все крупные города ближнего Подмосковья — Химки, Мытищи, Реутов, Видное, Красногорск и другие.
Инвестиции 18.07.2013 «РЖД» вкладывает существенные средства в развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа. В 2012 г. на эти цели было выделено свыше 38,5 млрд. руб., а в 2013-2015 гг. запланированы средства в объеме 117,7 млрд. руб. Общая потребность в инвестициях на первоочередные мероприятия по развитию и модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона до 2018 г. составляет около 562,1 млрд. руб. Из этой суммы "РЖД" выделит 302 млрд. руб., остальная часть (260 млрд. руб.) – средства федерального бюджета.
Капитал 16.07.2013 В уставной капитал "РЖД" внесут 31,7 млрд. руб. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Средства будут направлены на развитие транспортного комплекса Московского региона (15,5 млрд. руб.) и на развитие железнодорожной инфраструктуры на участке Междуреченск - Тайшет (16,2 млрд. руб.).
Субсидии 15.07.2013 В «РЖД» попросили правительство субсидировать высокоскоростное железнодорожное сообщение до 2053 г. Кроме того, «РЖД» попросит у государства 650 млрд. руб. на строительство самих высокоскоростных дорог. В общей сложности потребуется 970 млрд., из них 70% даст государство (средства поступят из бюджета и из Фонда национального благосостояния), 223,4 млрд. монополия привлечет в виде займов, а еще 55,9 млрд. руб. должны дать частные партнеры РЖД.
Субсидии 29.07.2013 «РЖД» отдают средства Фонда национального благосостояния. Такое решение принято на уровне правительства. Все 260 млрд. руб., которые государство обещало «РЖД» на развитие железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, будут вложены в акции монополии. По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, три года, начиная с 2014 г., фонд национального благосостояния (ФНБ) будет вкладывать по 50 млрд. в привилегированные акции «РЖД» (сейчас у «РЖД» только обыкновенные акции), а из бюджета придет 110 млрд. руб. Такая схема финансирования проектов «РЖД» должна обеспечить возврат средств ФНБ, уверяют чиновники. Срок окупаемости БАМа и Транссиба – 55 лет, максимальный срок окупаемости проектов ФНБ – 20 лет. Вместе с тем пока ни у правительства, ни у «РЖД» нет четкого понимания, как «РЖД» вернет ФНБ деньги, уверяет человек, близкий к «РЖД». Фонд может продать полученный пакет при приватизации «РЖД», предполагает он: 24,9% ее акций включено в план приватизации на 2014-2016 гг. Соколов считает, что ФНБ может продать акции «РЖД» стороннему инвестору в течение 30-50 лет.
Прибыль 12.07.2013 По итогам 2012 г. чистая прибыль компании «РЖД» составила 78 млрд. руб., что на 54% ниже показателей 2011 г. Тогда эта цифра равнялась 169 млрд. руб. Об этом говорится в отчете перевозчика по МСФО, опубликованном на официальном сайте. Такие цифры в компании объясняют не столько падением показателей, сколько высокими результатами 2011 г., когда «РЖД» удалось заработать на продаже 75% акций "Первой грузовой компании" (ПГК) 125,5 млрд. руб.
Железные дороги СНГ
Укрзализныця
15.07.2013 "Укрзализныця" намерена ускорить перевозку урожая зерновых. В 2013 г. железнодорожники предлагают для перевозки зерна использовать маршрутные и групповые перевозки, которые еще в прошлом году позволили ускорить грузообработку почти на 20%. Удобство таких перевозок состоит в прохождении поездов по маршруту без дополнительных сортировальных и перерабатывающих операций на промежуточных станциях и прибытии непосредственно к месту назначения - портовой станции. Также, со своей стороны, железнодорожники вовремя подготовили вагонный парк и станционное хозяйство к сезону зерноперевозок и установили четкое диспетчерское сопровождение своевременной подачи подвижного состава.
11.07.2013 Средний вес грузового поезда на ж/д Украины – 3 448 т (101,1% к плану и 100,8% к прошлому году). Средняя участковая скорость локомотивов составляет 40,2 км/ч, средняя участковая скорость в грузовом движении - более 45,5 км/ч.
Азербайджан
Ж/д сектор Азербайджана 08.07.2013 В январе-мае 2013 г. транспортным сектором Азербайджана было перевезено 85,5 млн. тонн грузов, что на 2,2% больше показателя аналогичного периода 2012 г. 55% всех грузов было перевезено автомобильным транспортом, 28,3% - трубопроводным, 10,7% - железнодорожным и 6% - морским транспортом. Железнодорожным транспортом в январе-мае этого года было перевезено 9,2 млн. тонн грузов против 9,1 млн. тонн в январе-мае 2012 г. В среднем за сутки количество загруженных вагонов составило 674, разгруженных - 548. Среднесуточная загрузка вагонов в Северном направлении железной дороги составляет 25,8 тыс. тонн, Западном - 6,3 и Южном - 5,7 тыс. тонн.
01.07.2013 Совет исполнительных директоров Всемирного банка (ВБ) на прошедшем в Вашингтоне заседании одобрил выделение дополнительного финансирования на реализацию железнодорожного проекта (Rail Trade and Transport Facilitation Project) в размере $220 млн. Проект поддерживает реализацию программы развития азербайджанских железных дорог, направленной на улучшение железнодорожных услуг в стране, развитие торговли и привлечение транзитных грузов между Европой и Центральной Азией.
Грузовые операторы и собственники локомотивов
Fesco (M&A) 22.07.2013 Совет директоров Fesco 18 июля проголосовал против покупки государственных 20% Новороссийского морского торгового порта (НМТП) и Национальной контейнерной компании (НКК). Росимущество планировало продать госпакет НМТП до конца года. Среди претендентов были: группа «Дело» Сергея Шишкарева, «Нефтегазиндустрия» Владимира Когана, арабский фонд Invest AD, United Capital Partners (UCP) Ильи Щербовича, украинская группа терминалов ТИС, международный трейдер Noble Group, стивидорный холдинг International Container Terminal Services (Филиппины), Macquarie Renaissance Infrastructure Fund.
Globaltrans 10.07.2013 "Новая перевозочная компания" (входит в Globaltrans) не стала размещать дополнительный выпуск обыкновенных акций номинальным объемом 250 млн. руб. По закрытой подписке НПК планировала разместить 250 тыс. акций номиналом 1 тыс. руб. Выпуск был зарегистрирован 31 мая 2012 г. Согласно законодательству, эмитент должен разместить бумаги в течение года. Однако НПК этого не сделала и Федеральная служба по финансовым рынкам России признала выпуск несостоявшимся, аннулировав его госрегистрацию. Globaltrans планировал потратить до 15 млрд. руб. на выкуп допэмиссии НПК в рамках внутренней казначейской операции, направленной на оптимизацию структуры капитала.
10.07.2013 Инвестбанки понизили оценку бумаг "Глобалтранса", но по-прежнему рекомендуют их покупать. JPMorgan понизил прогнозную стоимость GDR "Глобалтранса" с $23,01 до $22,03, рекомендация "покупать" не изменилась. Bank of America понизил прогнозную стоимость GDR "Глобалтранса" с $18,8 до $16,8, рекомендация "покупать" не изменилась. "ВТБ Капитал" понизил прогнозную стоимость глобальных депозитарных расписок (GDR) Globaltrans с $17,8 до $17 за штуку, сообщается в обзоре инвесткомпании, рекомендация для бумаг была повышена с "держать" до "покупать". UBS повысил рекомендацию для глобальных депозитарных расписок (GDR) Globaltrans с "держать" до "покупать".
Трансойл 15.07.2013 "Трансойл" по итогам проведенного тендера подписал с ЗАО "РН-Транс" ("дочка" НК "Роснефть") договоры на перевозки нефтеналивных грузов. По условиям контрактов, "Трансойл" будет с июля 2013 г. по апрель 2014 г. перевозить продукцию Ачинского НПЗ и Ангарского НПЗ. Суммарный объем, заявленный в контрактах, составляет около 5,2 млн. тонн, из них 70% будет перевезено уже во втором полугодии 2013 г. Всего за девять месяцев в цистернах "Трансойла" будет перевезено 3,6 млн. тонн продукции Ачинского НПЗ и 1,6 млн. тонн – Ангарского НПЗ.
Другие новости
17.07.2013 Уралвагонзавод, крупнейший в России производитель танков и вагонов, займется выпуском одежды, обуви, сувенирной продукции и аксессуаров под своим брендом. УВЗ планирует продавать под своим брендом мужскую, женскую и даже детскую одежду. Целесообразность выхода на новый рынок аргументируется успешным опытом западных производителей военной и дорожно-строительной техники (Caterpillar, JCB и Boeing), которым данные направления приносят большие доходы.
Ж/д Китая 15.07.2013 После реорганизации Министерства железных дорог КНР, коммерческое подразделение Министерства транспорта - Китайская железнодорожная корпорация - решило провести реформу на рынке логистических услуг. По мнению представителей корпорации, основной задачей на ближайшее время должно стать увеличение грузопотока и, как следствие, получение большей прибыли на рынке логистики и грузоперевозок. Организация планирует упростить процедуру транспортировки от погрузки до доставки, наладив эффективную схему по перемещению груза «от двери до двери».
Полный обзор основных событий железнодорожной отрасли за 01.07.2013 – 31.07.2013 читайте в прикрепленном файле.