Отсутствие регулирования грузовых перевозок может привести к невывозу 38 млн тонн грузов ежегодно

По расчетам ИПЕМ, отсутствие правил организации грузовых железнодорожных перевозок, соответствующих текущей ситуации в отрасли, могло привести в 2012 году к невывывозу 3% от общей погрузки. Чтобы ликвидировать негативное воздействие на экономику, отрасли требуются немедленные изменения в нормативно-правовой базе.

Руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук выступил с докладом «Подходы к разработке перспективной модели управления парками порожних вагонов» на конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов РФ».

Реформирование железнодорожной отрасли полностью изменило конфигурацию рынка грузовых перевозок – сегодня на инфраструктуре общего пользования более 1800 компаний коммерческую деятельность по предоставлению вагонов под погрузку. Отсутствие соответствующих произошедшим изменениям правил организации деятельности столь большого количества участников рынка приводит к нерациональному использованию инфраструктуры, в частности, возрастанию несанкционированного отстоя вагонов и значительному увеличению порожнего пробега.

По словам эксперта, данная проблема имеет значительные экономические последствия: дополнительные 640 млн вагоно-км порожнего пробега в год вкупе с увеличением переработок порожних вагонов уменьшают мощности сортировочных станций, что в конечном итоге приводит к невывозу грузов. В 2012 году объем невывезенного груза мог составить 38 млн тонн, а это 3% от общей погрузки за весь соответствующий год.

Данная проблема требует немедленных изменений в существующем законодательстве. Владимир Савчук выделил основные нормативные аспекты управления парком порожних вагонов:

  • На сегодняшний день у перевозчика и владельца инфраструктуры есть правовые основания наложить ограничения или отказать в перевозке грузов. При этом для порожних вагонов подобные основания для ограничения или отказа в перевозке отсутствуют. Необходимо заполнить этот пробел и законодательно закрепить основания для отказа в перевозке порожних вагонов. Кроме того, целесообразным видится наложение на перевозчика и владельца инфраструктуры обязанности по предложению перевозки по альтернативному маршруту при его наличии.
  • Целесообразно обеспечить возможность взимания платы за простой вагонов, не задействованных в перевозочном процессе. Для этого потребуется внесение изменений в «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками», а также разработка и утверждение тарифа на услугу по размещению порожних вагонов на инфраструктуре общего пользования.
  • В рамках представленного ранее проекта ИПЕМ по созданию правил движения порожних вагонов целесообразно законодательное оформление перечня железнодорожных станций, рекомендованных для длительного простоя подвижного состава, и перечня железнодорожных станций, не рекомендованных для длительного простоя подвижного состава.

Эксперт представил перечень необходимых изменений в нормативно-правовую базу РФ для создания системы управления порожним парком. В частности, целесообразным представляется:

  • Правительству РФ утвердить предлагаемые изменения к Постановлению Правительства «Об утверждении положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками».
  • Министерству транспорта РФ утвердить «Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования запроса на перевозку порожних вагонов».
  • Федеральной службе по тарифам разработать и утвердить методику расчета платы за простой подвижного состава; рассчитать и утвердить размер платы; внести в соответствующее тарифное руководство изменения, предполагающие установление правил расчета и взимания платы за перевозку порожних вагонов по фактически пройденному расстоянию.
  • Федеральному агентству железнодорожного транспорта (Росжелдор) утвердить методику формирования перечня железнодорожных станция для простоя вагонов с возможностью ежегодной корректировки; разработать и принять правила перемещения порожних вагонов, включая определение компенсации за такое перемещение; разработать и принять методику определения максимального значения пропускной способности инфраструктуры и станций.
Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости