В первом полугодии 2024 года существенно возросло количество запросов на перевозку товаров из Китая в Россию автомобильным транспортом. Согласно данным логистических компаний и биржи Ati.su, число заявок увеличилось на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а объем фактических перевозок вырос на 30%. На фоне этого роста стоимость автодоставки из КНР в центральную часть России с мая увеличилась более чем на 20%, достигнув $10 000–12 500 за 20-тонную фуру.
Основные причины роста
Директор департамента регионального развития Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Вадим Фильченков сообщил, что в первом полугодии российские международные автоперевозчики выполнили более 60 000 рейсов с грузом между Россией и Китаем, что почти в 1,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, количество заявок на автодоставку грузов из других стран во втором квартале выросло на 20% по сравнению с прошлым годом, а за первое полугодие — на 17%.
Генеральный директор логистической компании «Траско» Евгений Шакалида также подтвердил рост количества заявок на перевозку грузов из Китая в Россию, но точную динамику не назвал. По его словам, к увеличению перевозок грузовиками привел продолжающийся дефицит контейнеров на морских и сухопутных терминалах в КНР для отправки их по железной дороге в Россию. В результате рынок вынужден использовать альтернативный способ доставки — грузовой автотранспорт.
Проблемы и перспективы
Дефицит свободных контейнеров на железных дорогах Китая вызван несоответствием объемов импорта и экспорта между странами. Также ограничения товарооборота возникают из-за сложностей проведения платежей между РФ и КНР, а также сокращения позиций для перевозки, что делает невозможным провоз отдельных товаров через границу.
По данным главного таможенного управления КНР, за январь—июнь 2024 года товарооборот между Россией и Китаем вырос на 1,8% до $116,9 млрд. При этом импорт из Китая снизился на 0,8% до $51,66 млрд, а экспорт в КНР вырос на 3,9% до $65,2 млрд.