За десять месяцев 2024 года тарифы на перевозки грузов автомобильным транспортом снизились на 13,5% в сравнении с высокой базой 2023 года, когда они выросли на 30%. Генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев прокомментировал ситуацию и поделился сценариями ее развития на ближайшую перспективу.
Отрицательная динамика тарифов в 2024 году в первую очередь связана с ростом числа игроков на рынке. В 2023 году, по данным ГИБДД, в Россию было ввезено почти 56,7 тыс. грузовиков — вдвое больше, чем в 2022 году. Особенно много техники было закуплено во втором полугодии на фоне роста ставок. В результате на рынок вышло много несистемных перевозчиков с небольшими автопарками — от трех до пяти машин. Кроме того, крупные ритейлеры увеличивали количество собственного транспорта. Поэтому в 2024 году перевозчики оказались в ситуации превышения предложения над спросом.
Крупные транспортные компании сейчас работают в минус и практически борются за выживание. Прогнозировать, как долго они смогут продержаться в таких условиях, сложно.
При этом до конца 2024 года ставки могут возрасти на 3-5% под влиянием увеличения спроса на перевозки с сохранением температурного режима и, соответственно, нехватки полуприцепов-рефрижераторов. Как и раньше, на их динамику также будут оказывать влияние заработные платы водителей, переход на более дорогое зимнее топливо, увеличение стоимости лизинга.
В 2025 году к этим факторам добавятся увеличение налога на прибыль до 25%, планируемое повышение тарифов РЖД, из-за чего часть грузов будет перенаправлена на автотранспорт, а также индексация платы по системе «Платон», подорожание топлива, дефицит водителей и др.
На этом фоне рынок может развиваться по двум сценариям. Если предложение по-прежнему будет превышать спрос, тарифы вырастут, но незначительно — на 9-10% за год. Но при дефиците грузоперевозчиков, даже в 1-2%, ставки пойдут вверх — на 20% и более.
Отмечу, что на развитие ситуации может сильно повлиять расширение применения ЭТрН в отрасли, что уравняет условия для системных перевозчиков и индивидуальных предпринимателей. К тому же, по прогнозу Минэкономразвития, в 2025 году рост ВВП ожидается ниже, чем в нынешнем. А значит, грузов станет меньше, что также может оказать влияние на динамику тарифов.