Причина — запуск новых производств, развитие сельского хозяйства, модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры. В результате за 10 лет внутренний региональный продукт региона вырос в 2 раза.
Инвестиции федерального бюджета по программе индивидуального социально-экономического развития региона в 2020–2024 гг. составили порядка 5 млрд руб. Это позволило запустить производства резиновой плитки и брусчатки, увеличить выпуск кирпича, стройматериалов и железобетонных изделий, открыть мебельную фабрику, шерстяной и мясной цеха.
Также построены четыре зернохранилища, а для переработки зерна — мельничные предприятия. Точкой роста для республики становится туризм. Принимает гостей первый туристический комплекс «Тайга».
Но главные инвестиции приходят в энергетическую инфраструктуру и горнодобывающую промышленность. За 2023 год «Россети» вложили в развитие энергетической системы региона около 20 млрд руб. Что позволит приступить разработке новых месторождений полезных ископаемых, а также электрифицировать целые районы республики.
Например, ведется строительство магистральных линий электропередач для горно-обогатительного комбината на Ак-Сугском медно-порфировом месторождении. Общий объем инвестиций в проект составит почти 20 млрд руб. за 27 лет. Победитель аукциона на разработку будет назван в декабре 2024 года.
Активное развитие экономики заметно влияет на логистику. До 90% всего грузооборота — входящие грузы. Основные получатели — горнодобывающая отрасль, строительство, в т.ч. дорожное, обрабатывающая промышленность, по данным ГК «Деловые Линии». Специфика — много крупногабарита, а также запчастей, комплектующих и расходных материалов. Чаще всего грузы доставляются из крупных промышленных центров страны: Красноярска, Новосибирска, Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга.
С ростом грузопотока в регионе развивается логистическая инфраструктура. Например, «Деловые Линии» ранее доставляли грузы в Кызыл со склада в Абакане, это «плечо» порядка 400 км. Сейчас в городе открылся терминал компании, рассчитанный на единовременное хранение 100 палет. Это ускоряет доставку в Кызыл и населенные пункты республики.
У логистики в Тыве хорошие перспективы, учитывая планы по развитию международных транспортных коридоров, включая Центрально-Евразийский, который пройдет через территорию Тувы и соединит Россию, Монголию и Китай.